В этом, 2016 году я покрутил педали по Эстонии, по Голландии и на Аландах. Про Эстонский наш маршрут уже написано у Гуревича, на Аландах приятно, но ничего интересного, а вот про Нидерланды отчетов мало и для меня это путешествие оказалось неоднозначным. С одной стороны гениальная инфраструктура, несравнимый уют и интересности, с другой - непривычная ситуация отсутствия леса и свободного клочка земли. Ну и мало отчетов на русском про нидерланды и совершенно для галочки созданный сайт подтолкнули меня написать свой взгляд на велосипедирование в самой велосипедированной стране мира. Сайтов представляющих хорошие однодневные маршруты полно, а вот многодневных классных маршрутов я не нашел, не будет предложено их и в этом отчете.
Поехали мы на машине втроем и с тремя велосипедами. Ехать по времени СПб –> Голландия туда и обратно получилось одинаково: два дня и одну ночь. Туда ехали севером: Финляндия, ботнический залив миновался паромом, Швеция, Дания, Германия, обратно югом: Германия, Польша, Литва, Латвия. По деньгам получилось, что югом дешевле более чем в полтора раза, даже несмотря на платную дорогу через всю Польшу, т.к. по северному пути платили за паром, в Дании платные мосты, бензин в скандинавии чуть дороже, чем в остальной Европе, километраж больше.
По дороге ничего интересного: благодаря рациональному выводу дорог из всех населенных пунктов, где бы мы не ехали, вокруг было одно и тоже: развязки, поля, трактора и макдональдсы. Приятных моментов по пути было несколько. Первый - поспать на палубе на пароме, выехали мы в ночь, чтобы сесть на самый дешевый (40 евро за авто + 3 человек) паром в 8 утра из Турку в Стокгольм, и конечно после ночи за рулем желание было одно. Никто не гоняет, можно расстелить спальник на лавочке или даже на диванчике под крышей, и смотреть как на мимо проплывают мелкие островки архипелага Турку и Аландские острова - у парома очень живописный маршрут.
Еще приятно было обнаружить, что имея карты мапсми бомжевать стало гораздо комфортнее. За час до темноты просто выбираешь место на карте, где есть автопарковка, нет населенки и находится какое-нибудь озеро или нац.парк – и ночуешь как король. А не так как в автостопной нищебродской юности: в грязных кустах прямо у дороги. Хотя в этом тоже была своя романтика. А в Швеции (как и в Финляндии) можно ночевать и на остановках для отдыха вдоль трассы: они не прямо у дороги, отделены от дороги приличным пролеском, предполагают туалет, т.е наличие воды, столики со скамейками и, зачастую, там есть куда укромно впиндюрить палатку. В Германии не стоит надеяться на уют: такие остановки там очень близко к трассе и капитально загажены.
Два велосипеда ехали на крыше, говорят что им от этого хужеет, я пока не замечал никаких проблем, хотя мой велосипед на крыше отъездил более 6500 км, в т.ч. 500 км зимой.
Время мы выбирали потеплее и не ошиблись - жары не было. Катали в начале июля и накидывали штаны и флиски часто.
Доехали до Гронингена, бросили машину на «P+R», это такие бесплатные парковки у ж/д станций, где официально можно бесплатно оставлять на длительный срок своё авто, стартуем в 16.00 2го июля 2016. Едем в сторону моря. Чуть не доехав до моря останавливаемся на ночлег в большом кемпинге(23евро с человека).
Следующий день выезжаем на маршрут предложенный на сайте маршрут вдоль моря. Едем вдоль северной дамбы: Фрисландия, поля, запах навоза. Ветер сегодня в лицо, кирхи, кайтеры, овцы, коровы, лошади, прокол. Ставить палатку решительно негде – нидерландцами использован каждый квадратный сантиметр. Сегодня воскресение: магазины закрылись в 18, мы ничего не успели купить, зато приехали ночевать в кемпинг (20 евро), где в стоимость входили куриные яйца. Там нас покусали какие-то маленькие клещики.
Кемпинги в Голландии везде: если у вас есть карты mapsme, вы просто просите навигатор за полчаса до предполагаемого времени остановки движения показать кемпинги в округе и всегда найдется парочка на расстоянии пяти километров.
Водоемов с питьевой водой нет: хотя вся страна изполосована канальчиками, каналами и каналищами, все они грязные, зацветшие и со стоком удобрений с полей и не годится для приема внутрь. Но это не значит, что воду надо покупать, мы набирали из под крана в кемпингах и на заправках.
Дальше выезжаем на дамбу между Zurich и Den Oever: ветер в спину – крутить приятно. Интересно, что куча народу на велосипедах едет по дамбе по делам или домой, почти все с сумками - дамба 30 км – это непросто погулять выехать: может и ветер изменится и дождь пойти. Когда выезжаешь, выглядит как дорога в никуда: берега, к которому едешь, не видно. По середине пути есть одна заправка. Вид на море с дамбы жалкий: мель, на которой тухнут водоросли. Никаких тебе синих волн врезающихся в камни.
Далее приезжаем в польдер Анна Павловна. Место силы для руссо туристо – русский след! По́льдер (нидерл. polder) — осушенный и возделанный низменный участок побережья. По сути, все Нидерланды – польдер. Это, конечно, инженерное чудо и гениальная работа - вместо того чтобы воевать с соседями, воевать с морем, отжать себе местечко и использовать его на все сто.
И вот мы уже оказались на западном побережье. Вот это место, которое я бы рекомендовал к проезду: велодорожка виляет по дюнам, машины далеко, их не только не видно, но и не слышно. Интересная растительность, пролески, очень красивые места.
И бонусом иногда цветочные поля с той стороны, с которой не море.
Но ночевать и тут не получится без кемпинга: на дюнах нельзя, на пляже запрещено. За дюнами – начинается застройка, которая продолжается до Германии. Так что встаем в кемпинге у моря. Ночью разыгрался шторм, может и хорошо, что не удалось поставить палатку у моря.
На утро сильный ветер, морось. В душе кончилась горяча вода (шикарный кемпинг!) пока я мылся, пришлось смывать мыло прохладной водой из-под крана у раковины. Утро не задалось.
Катим вдоль дамбы, петляем по дюнам, выезжаем в Алкмар, катаемся, пьем кофе. Музей мельниц уже закрыт, зато никого нет, мне так даже больше нравится.
В Заандаме находим домик Петра, но уже темно и его почти не видно, т.к. вокруг него выстроен саркофаг, сам домик Петра I это музей, часы работы 10 – 17. Дальше уже в ночи едем по засыпающим северным пригородам Амстердама и прибываем в кемпинг Zeeburg.
Пригороды Амста, видимо, строились уже тогда, когда было ясно, что людям нужны широкие и удобные велодорожки и зелень. Поэтому почти везде в пригородах Амста ехать одно удовольствие – шикарная велоинфраструктура, больше деревьев, чем в остальной Голландии, меньше пахнет навозом, чем в остальной Голландии, ну и архитектура разнообразнее. В кемпинге в тот момент на удивление чисто и тихо, ведь Амстердамские кемпинги совершенно не такие как все остальные: обычно в кемпингах миллион дедушек с бабушками на кемпингкарах с раскладными кемпинг-шатрами, тут же - орда молодых наркотуристов из стран Европы и с постсоветского пространства. Стоимость – всего 26 евро за троих с палаткой. «Наркотуристы» - только звучит страшно, на самом деле, это про молодежь, которая хочет и может легально отведать марихуану, которая гораздо менее вредна и социально опасна, чем алкоголь.
На утро едем кататься по Амстердаму. Русских, вопреки ожиданиям, не слышно. В 2009 было слышно со всех сторон. Пиво Kasteel Donker открытие этого голландского лета, хоть и бельгийское. Ну и кофешоп, конечно. Это был последний шанс, больше пробовать не буду.
Амстердам слишком суетный, пора ехать дальше, обратно в дюны, к Заандворту. По пути, рядом с Харлемом, встречаем музей парового двигателя, который осушил озеро Харлем. 8 евро, жаба, не идем. Дюны прекрасны на всем протяжении. Погода почти каждый день в одном формате: с утра ветер и пасмурно, днем лучше, вечером солнце, штиль и закаты показывают.
Сделали отворот на Лейден, покатали по нему, и, вернувшись обратно в дюны, не выдержали и нарушили закон: поставили палатку прямо на берегу. Очень был красивый закат и вкусное пиво и так не хотелось уходить куда-то в кемпинг. Хотя знаки о запрете установки палаток на берегу висят на каждом выходе на пляж. Утром, часов в 10, когда уже собрали палатку прямо вдоль береговой линии по песку проехала машина полиции. Ни одного укромного места в стране: даже вдоль берега ездят полицаи. В туалет сходить - проблема, пролесков и кустов нет, в городах туалетов нет: только кафе и заправки в распоряжении бродяг в этой стране.
Погода этим утром неважная, ребята хотят в музей Эшера, в котором я когда-то уже был и еще в какие-то музеи, в которые я не хочу, поэтому мы расстаемся с утра и договариваемся встретится вечером в Утрехте. Я встречаю на карте European Space Agency и еду посмотреть, что из себя оно представляет. Там оказывается Space Expo, в котором я провожу несколько часов: выставлены спутники, солнечные батареи спутников, скафандры и куча всякой космической информации в интерактивных и не очень вариантах. Для детей могу рекомендовать это место однозначно.
Дальше еду по дюнам через Гаагу – Гаага очень неуютное место – потом сворачиваю на Гауду, а оттуда сажусь на поезд до Утрехта (6.5 евро, 18 минут).
Очень мне нравится традиция в Европе ставить в залах ожидания фортепиано - почти всегда кто-то пользуется им и весьма умело. На этот раз на вокзале Утрехта было очень приятно полчаса посидеть с приятной живой музыкой. В Утрехте встречаемся с ребятами и под дождем едем до кемпинга: всего 3км от вокзала и как будто уже в пригороде, бомжовенько, зато кемпинг очень дешевый (no data shown).
C утра обратно на вокзал, едем до Арнхема (12евро), крутим там до Rheden, там въезды в часть de Veluwe национального парка Veluwezoom. Ура, мы нашли в Голландии лес. Лесок, красивый и холмистый, и, понятно, что любимый аборигенами, т.к. он у них такой один. Покатавшись по лесочку и бездорожью (ура, наши шины нам пригодились!) берем курс на Zwolle, откуда решено разъезжаться.
До Zwolle встречаются еще небольшие, но приятные кусочки леса. Сегодня выходной и народу никого нету в лесу, только у самого входа в de Veluwe был народ. Заночевать планировали чуть не доезжая Zwolle: ехали в «кемпинг» Jahthaven, он оказался маленькой парковкой для автокемперов с видом на причал для яхт.
Такие бывают повороты, но как и везде в Голландии в радиусе пяти километров навигатор знает еще пару кемпингов и через 3 км в обратную сторону мы оказываемся в огромном хорошем кемпинге в лесочке. 23 евро за троих с палаткой. Души в кемпингах везде с разным механизмом включения: ключи, монетки, таймеры… где-то надо брать что-то для включения душа на ресепшн, где-то нет. Поэтому если приезжать после 22, как мы обычно делали, ресепшн работает не всегда и можно остаться вечером без душа как по причине, что нужен какой-то ключ для душа, так и можно просто не догнать как его включить и решить, что нужен какой-то ключ. Так и произошло с нами в тот раз)
А вообще во всех кемпингах нормально относятся к полуночникам. Ворота для авто обычно закрыты на ночь, а вот на велосипеде и пешком можно зайти круглосуточно. И с утра, когда ресепшн откроется, заплатить.
Еще в Нидерландах очень много очень разных очень птиц.
Последний день – едем до Zwolle, там новый вызов: три велика и три рюкзака нам с Олей вдвоем надо довезти до Гронингена. Особая сложность заключается в том, что в обычной ситуации прямой поезд именно сегодня заменен схемой поезд+автобус в связи с заменой путей. В автобус велики берут без разговоров, а вот в поезде ругаются. В инструкции на стене вагона написано, что за велики надо платить только в часы пик (6.30-9.00; 16.30-19.00), но оказывается, это только зимой, а летом в часы пик вообще нельзя их возить, а в другое время нужно платить. Но как известно, на первый раз прощается. А вообще штраф 50 евро. А провезти велик неважно на какое расстояние 6,5 евро!!
В общем, посетить Нидерланды на велосипеде я рекомендую, особенно урбанистам. Но либо нужно хорошо продумать маршрут, либо, может быть брать велосипед напрокат и делать дневные туры из разных точек. Либо есть интересные коммерческие предложения, в т.ч. у Гуревича (velotur.ru), с ночевкой на судне, которое перемещает вашу компанию пока вы спите, а с утра до вечера вы едете интересные однодневные маршруты.