Нитка маршрута:
Кръстец - г. Каменарната - Тревненски проход - г. Шипка - г. Бедек - г. Корита - траверс г. Бухала - г. Русоватец - г. Гроба - седловина Русалиите - г. Юрушка Грамада - траверс Параджика - г. Ботив - хижа Рай - хижа Балкански Рози - Карлово - Клисура - Пирдоп - Златица - Челопеч - Петрич - Оборище - Нейкьовец - Мухово - Мирово - Момин проход - Костенец - Долна Баня - Родуил - Боровец - Самоков - Говедерци - г. Млък Мечит - г. Мечит - хижа Кобылино Бранище - оз. Сухото Езеро - хижа Кириллова Поляна - Рилский Монастырь - Рила - Кочериново - Благоевград - Симитли - Градево - Разлог - Банско - хижа Демяница - оз. Валявишки - оз. Големо Валявишко - пер. Самодивска порта - оз. Бански Езера - оз. Попово - пер. Железни врата - Пирин - Добротино - Голце Делчев - Гърмен - Лештен - Горно-Дряново - г. Кюнка - Гроба - Сърница - Доспат - Змеица - Буйново - Ягодина - Триград - Мугла - Гела - Широка Лъка - Пампорово - Чепеларе - Богутево - Нареченски Бани - Хвойна - Бачково - Асеновград - Пловдив
Общая протяженность маршрута – 800 км, из них грунтовых дорог и троп - 266 км
Общий набор высоты – 18650 метров
Участники:
Максим Романов, механик, 4Р Карпаты
Василий Буз, штурман, 6Р Кыргызстан
Сергей Лехан, медик, 3Р Украина
Денис Проценко, руководитель, 5Р Карпаты
Александр Виноградов, фотограф, 4У Карпаты
Статистика по дням
День | Дата | Участок пути | Общий пробег, км |
Грунтовки, км | Набор высоты, м |
Высота ночевки, м |
Время движения, ч:мин |
Средняя скорость, км/ч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
. | 4.08 | Одесса - Варна (автобус) - Горна-Оряховица - Кръстец (поезд) | . | . | . | . | . | . |
1 | 5.08 | Кръстец - г. Каменарната | 4,1 | 0 | 136 | 1007 | 0:40 | 6,2 |
2 | 6.08 | г. Каменарната - Тревненски проход - г. Шипка - г. Бедек - г. Корита | 52 | 29,5 | 1584 | 1376 | 5:06 | 10,2 |
3 | 7.08 | г. Корита - г. Бухала - г. Русоватец - г. Гроба - седловина Русалиите | 26,8 | 26,8 | 1149 | 1881 | 4:08 | 6,5 |
4 | 8.08 | седловина Русалиите - г. Юрушка Грамада - траверс Параджика - г. Ботив - хижа Рай - хижа Балкански Рози |
24,7 | 24,7 | 653 | 1056 | 4:00 | 6,2 |
5 | 9.08 | хижа Балкански Рози - Карлово - Сопот - Клисура - Антон - Пирдоп | 69,5 | 7,4 | 1018 | . | 4:15 | 16,4 |
6 | 10.08 | Пирдоп - Златица - Челопеч - Петрич - Оборище - Нейкьовец - Мухово - Мирово - Момин проход - Костенец |
99,4 | 14,5 | 1642 | 539 | 6:56 | 14,3 |
7 | 11.08 | Костенец - Долна Баня - Родуил - Боровец - Самоков - Говедерци - г. Млък Мечит |
60,7 | 9,5 | 2309 | 2379 | 6:24 | 9,5 |
8 | 12.08 | г. Млък Мечит - г. Мечит - хижа Кобылино Браниште - оз. Сухото Езеро - хижа Кирилова Поляна - Рилский Монастырь - Рила - Кочериново - Благоевград - Симитли |
84,4 | 14,3 | 708 | 357 | 7:42 | 11,0 |
9 | 13.08 | Симитли - Градево - Разлог - Банско | 38 | 0 | 1002 | 1004 | 4:12 | 9,1 |
10 | 14.08 | Банско - хижа Демяница - оз. Валявишки - оз. Големо Валявишко - пер. Самодивска порта |
18,6 | 14,1 | 1450 | 2365 | 3:23 | 5,5 |
11 | 15.08 | пер. Самодивска порта - оз. Бански Езера - оз. Попово пер. Железни врата - хижа Пирин - Пирин |
31,6 | 29,6 | 560 | 812 | 5:35 | 5,8 |
12 | 16.08 | Пирин - Добротино - Голце Делчев - Гърмен - Лештен - Горно-Дряново - г. Кюнка - Гроба - Сърница |
74,2 | 23,5 | 2340 | 1605 | 4:33 | 16,2 |
13 | 17.08 | Сърница - Доспад - Змеица | 38,8 | 27 | 670 | 1331 | 2:26 | 15,6 |
14 | 18.08 | Змеица - Буйново - Ягодина - Триград - Мугла | 52,8 | 30,8 | 1700 | 1580 | 5:51 | 9,2 |
15 | 19.08 | Мугла - Гела - Широка Лыка - Пампорово - Чепеларе - Богутево | 57,5 | 29,1 | 1280 | 1027 | 4:41 | 15,3 |
16 | 20.08 | Богутево - Нареченски Бани - Хвойна - Бачково - Асеновград - Пловдив | 67 | 0 | 451 | . | 3:49 | 17,6 |
. | 21-22.08 | Пловдив - Варна (поезд), Варна - Одесса (автобус) | . | . | . | . | . | . |
. | . | Всего: | 800,1 | 280,8 | 18652 | . | 71:21 | 11,2 |
Информация о районе путешествия
Болгария - горная страна. Приблизительно половина ее территории занята горными образованьями - разными по площади, высоте, характеру и происхождению.Все они - звенья мощной Альпийско-Гималайской цепи, включающей множество горных систем двух континентов - Европы и Азии.
Горы Болгарии отличаются исключительным разнообразием. Им не хватает только одного - “космических” высот с их вечными снегами и льдами.Малые и большие, плешивые и поросшие лесом, с пологими и крутыми склонами, низкие и высокие, скалистые откровенно альпийские - все они доступны в течение четырех времен года и предоставляют широкие возможности для отдыха, спорта и туризма. Наука география отмечает на территории Болгарии 37 горных массивов, причем 36 из них расположены в Южной Болгарии. Горы Стара-Планина (или Балканские горы) служат своего рода границей между Северной и Южной Болгарией. Именно Стара-Планина является самым протяженным и самым большим по площади горным массивом Болгарии, а своим вторым названием Балкан, он дал имя всему Балканскому полуострову.Параллельно с этими горами, южнее, простирается второй по протяженности горный массив - это Средна-Гора. Эти две цепи гор славятся не только замечательными природными условиями, помимо этого они тесно связаны с героической историей болгарского народа. Самой же внушительной горной системой Болгарии является Рило-Родопский массив, который включает горы Рила, Пирин, Родопы, Славянка и Стыргач.
Рила - шестой по высоте горный массив в Европе и самый высокий на Балканском полуострове (вершина Мусала - 2925 м). Пирин - самые красивые болгарские горы альпийского характера. Родопы - второй по площади и один из самых интересных горных массивов Болгарии как в отношении растительного и животного мира, так и что касается архитектуры населенных пунктов и культурных традиций проживающих в них людей. Славянка и Стыргач расположены на границе с Грецией.Славянка представляет собой очень интересный объект, который помимо всего прочего славится местностями, где растет “пиринский чай”. Восточнее Рило-Родопской горной системы находятся два невысоких горных массива - это Сакар и Странджа. Горы Странджа тесно связаны с историей борьбы болгарского народа за освобождение от турецкого владычества.
Горная система Плана-Завалска включает 5 небольших горных образований. Это Завалска, Вискяр, Люлин, Витоша и Плана, расположенные цепью юго-восточнее границы с Сербией.Самая высокая из них - гора Витоша.Расположенная в непосредственной близости к югу от столицы, эта гора - самая посещаемая. На ее самой высокой вершине Черни-Врых (2 290 м) было положено начало организованному туристскому движению Болгарии. По призыву известного болгарского писателя-демократа Алеко Константинова 27 августа 1895 года на Черни-Врых совершили восхождение 300 жителей города Софии, что для того времени было просто невероятно!
Верило-Руйская группа охватывает 7 сравнительно невысоких гор, расположенных между границей с Сербией и горным массивом Рила. Это горы Руй (самая высокая из них, 1 706 м), Ездимирска, Стража, Любаш, Черна-гора, Голо-Бырдо и Верила. Несмотря на малую высоту над уровнем моря и небольшую площадь, каждая из этих гор интересна сама по себе. К примеру, на Голо-бырдо расположен заповедник Острица, который интересен исключительным богатством растений - эндемитов. Горная системаКраиште состоит из 11 отдельных горных образований. Подобно горам Верило-Руйской группы эти горы также невелики по площади и сравнительно невысоки. Самые высокие из них расположены на границе с Сербией - это горы Милевска (1 733 м) и Кырвав-камык (1 737 м).В юго-западной части Болгарии находится Осоговско-Беласицкая группа гор.Осоговска-планина и Беласица имеют высоту более 2 000 метров, а более низкие - Влахина и Малашевска-планина - близкую к ней. Пятой горой этой группы является Огражден. К ним примыкает Огражден - пятая гора этой группы. Четыре из них расположены вдоль болгарско-македонской границы, а пятая, Беласица, - на территории трех государств: Болгарии, Греции и Македонии. Вершина Тумба (1 881 м) является своеобразной узловой точкой соприкосновения между тремя соседними балканскими странами. Из всех 37 малых и больших горных систем 8 превышают 2 000 метров над уровнем моря: это Рила (с вершиной Мусала - 2 925 м), Пирин (с вершиной Вихрен - 2 914 м), Стара-Планина (с вершиной Ботева - 2 376 м), Витоша (с вершиной Черни-Врых 2 290 м), Осоговска (с вершиной Руен - 2 252 м), Славянка (Гоцев-Врых - 2 212 м), Родопы (с вершиной Голям-Перелик - 2 191 м) и Беласица (с вершиной Радомир - 2 029 м). Все эти горы - объект туристической и спортивной активности, а Родопы вдобавок ко всему еще и густо населены.
В Болгарии около 400 небольших высокогорных озер, они расположены в кратерах гор Рилы и Пирина, и только одно из них находится в Стара-Планине. Существует также ряд малых озер иного происхождения, которые встречаются преимущественно в Родопах и реже - в Стара-Планине. Это бесценное богатство болгарской природы, которая в дальнейшем будет все больше привлекать и очаровывать тысячи ее поклонников. Уникальные природные условия Болгарии, чем дальше, тем больше превращаются в объект первостепенной заботы государства, направленной на сохранение этого бесценного богатства для нынешних и будущих поколений.В горах организованы десятки биосферных заповедников, а большая часть Пирина, Рилы и Стара-Планины объявлена национальными парками.Национальный парк “Пирин” по решению ЮНЕСКО включен в список природоохранных территорий и объектов, представляющих национальные и общечеловеческие ценности.
Идея похода
В рамках велопохода хотелось пройти маршрут по четырем основным горным массивам Болгарии - Стара Планина (Балканские горы), Рила, Пирин, Родопы. Годом ранее мы уже совершили в этих местах велопоход 4 к.с., совершив предварительное знакомство с Болгарией. В ходе такого знакомства стала очевидна привлекательность этого разнообразного для велотуризма региона, а также остались непройденными интересные участки маршрута (массив Пирин, гора Ботев, Ягодинское и Триградское ущелье). С учетом уже имеющегося опыта был разработан маршрут, в котором мы практически исключили пересечение равнинных долин, весь маршрут дугой проходит по нескольким горным массивам.
Найден интересный вариант начала маршрута - станция Кръстец. Здесь железная дорога пересекает гребень хребта Стара Планина на высоте порядка 1000 метров. Выйдя на этой станции можно сразу начать маршрут по хребту, исключив утомительный подъезды.
Завершение похода планировалось в городе Пловдив - втором по величине городе Болгарии, из которого удобно уехать железной дорогой. Кроме того, Пловдив вплотную примыкает к горному массиву Родопы, т.е. длительного пересечения равнинных участков опять же не будет.
Маршрут проходит через четыре национальных и природных парка Болгарии: Болгарка, Центральный Балкан, Рила, Пирин.
Аварийные выходы с маршрута, его запасные варианты
При аварийном завершении маршрута достаточно спуститься с горных хребтов в долину (1,5-2 км сброса высоты), где достаточно густая сеть автомобильных дорог, по которым не сложно своим ходом или с помощью автотранспорта добраться до ближайшей железнодорожной станции.
Запасные варианты маршрута проложены в объезд наиболее сложных участков маршрута с неизвестным качеством дорог/торп на случай непогоды или значительного отставания от графика. Были предусмотрены следующие запасные варианты:
1. Объезд участка хребта Стара Планина: спуск с хребта в районе г. Ботев - Сопот - Розино - Клисура - Пирдоп - Златица
2. Объезд участка массива Рила: спуск к хиже Кириллова Поляна - Рилский Монастырь - Рила - Кочериново - Благоевград - Симитли - Градево - Разлог - Банско.
3. Объезд массива Пирин: Банско - Добринище - Места - Господинцы - Гоце Делчев
4. Объезд высотного грунтового участка массива Родопы: Ягодина - Тешел - Грохотно - Широка Лъка - Пампорово - Чепеларе - Асеновград - Пловдив
Изменения маршрута и его причины
Маршрут пройден главным образом по основному заявленному варианту с переходом на участки запасных вариантов в трех местах:
1. На хребте Стара Планина западнее вершины Ботев дороги отсутствуют, есть лишь тропы на крутых травянистых склонах, преодолеваемые в основном пешком. Причем, при удалении от г. Ботев возможности спуска с хребта уменьшаются. Чтобы сократить уже наметившееся отставание от графика движения и избежать значительного отклонения от него было решено спуститься с хребта и проехать по запасному варианту №1 до поселка Златица. Далее - по основному маршруту.
2. В массиве Рила после хижи Кобылино Браниште дальнейший путь предстоял по крутым каменистым склонам, местами без тропы. Прохождение этого участка отняло бы явно больше времени, чем планировалось. В таком случае мы не успели бы пройти массив Пирин. Чтобы исключить значительное отставание от графика, решено спуститься к хиже Кириллова Поляна и Рильскому монастырю и далее по запасному варианту № 2 объехать массив Рила через Благоевград до Банско.
3. При прохождении массива Родопы участились непродолжительные дожди. Небо все плотнее затягивали грозовые тучи. Была велика вероятность непогоды. Поэтому последний сорокакилометровый участок грунтовых дорог решено объехать по асфальту запасного варианта №4 через Пампорово, Чепеларе, Асеновград. Это решение оказалось очень удачным и своевременным, поскольку вскоре этот регион накрыл мощный ураган с сильными ливнями, затопившими Пловдив
Подъезды и отъезды
Заброска в Болгарию осуществлялась автобусом Одесса - Варна. Выезд из Одессы в 13:00, прибытие в Варну на следующее утро примерно в 8:00. Далее с помощью сайта болгарских железных дорог http://bdz.bg был выбран вариант подъезда к началу маршрута с отправлением поезда в 11:00 из Варны, пересадкой на ст. Горна Оряховица и прибытием на ст. Кръстец в 16:32.
Согласно этому же сайту из Пловдива после завершения маршрута можно уехать в Варну в течение дня одним из восьми поездов. Мы воспользовались прямым поездом, отправляющимся из Пловдива в 23:25 и прибывающим в Варну в 5:56. Далее снова автобусом в Одессу.
Нужно отметить негативный опыт проезда автобусом Одесса - Варна - Одесса с помощью компании "АЛБА – СЕРВИС".
Выбор этой компании был почти случайным, нас устроили дни отъезда, плюс сыграла роль замануха в виде 20% скидки за оплату билетов сразу в оба конца и за группу 5 чел.
Рейс выполнялся 49-местным автобусом "Мерседес" с большим багажником. Проезд "туда" был беспроблемным. А вот обратно, учитывая конец сезона, компания решила дополнительно подзаработать и вместо этого автобуса пустила двухэтажный 70-местный автобус с маленьким багажником. При посадке представитель фирмы (видимо, это один из хозяев, но условно назовем его "менеджер") объявил, что велосипеды будем грузить в последнюю очередь. Ему виднее. В конце погрузки места в багажнике еще оставались, но габаритные велосипеды туда уже не входили. Если бы начинали с велосипедов, наверняка несколько велосипедов вошло бы. Далее менеджер сообщил, что велосипеды остаются в офисе и будут отправлены в другой день, когда появятся места. Тут следует отметить, что мы заплатили за перевоз велосипедов дополнительно по 10 евро за каждый. Платить за то, что велосипеды с тобой не едут – несколько странная практика. Когда мы предложили отправить нас другим рейсом вместе с велосипедами, менеджер сообщил, что при отказе от поездки в день отправления стоимость билета не возвращается и на другой рейс нужно снова оплачивать билет.
Дальше было еще интереснее: один из наших участников пытался объяснить, что он живет не в Одессе, а в Киеве, получать багаж в Одессе через несколько дней после приезда в Киев ему крайне неудобно. В ответ менеджер заявил следующее: "По нашим правилам перевозки я могу отказаться от перевоза багажа без объяснения причин. Мне не нравится, как со мной разговаривает этот молодой человек, я не буду перевозить его багаж. Забирайте этот велосипед, куда хотите". Напомню, при отказе от поездки стоимость билета не возвращается. Поэтому менеджер понимал, что мы никуда не денемся, пойдем на любые его условия.
Дальше мы стали интересоваться условиями получения велосипедов, если они едут отдельно от нас, наверно, нам выдадут какие-то квитанции… Ответ: "Какие еще квитанции? Придете вы или ваш приятель, назовет вашу фамилию и получит велосипед". Вот так. Полная победа над бюрократией.
Но благодаря повышенной бдительности некоторых наших участников, активно сопровождавших телефонными звонками менеджера и водителей следующих рейсов, все завершилось удачно.
Виза
Для поездки в Болгарию гражданам Украины необходимо оформить национальную визу (не шенген). Правила оформления изложены здесь . При этом среди перечня документов мы не подавали ни приглашения принимающей стороны, ни бронирование гостиниц. Вместо этого были представлены копия маршрутной книжки туристского спортивного похода, письмо-ходатайство, подписанное президентом областной федерации спортивного туризма и перечень кемпингов в районе маршрута. Визы оформляли самостоятельно в консульстве Болгарии в Одессе (ул.Посмитного 9). Срок оформления визы - порядка 5 дней. Обычная стоимость визы - 35 евро. Но есть довольно большой список льготных категорий, которым виза оформляется бесплатно.
Подъезд
4 августа загрузились в автобус возле офиса фирмы, что возле железнодорожного вокзала, и отправились в 12:30.
Прибыли в Варну около 8 утра. Переехали с автовокзала на железнодорожный вокзал, уточнили обстановку с расписанием, обменяли валюту и купили билеты от Варны до ст. Крыстец. Погрузились в поезд до станции Горна Оряховица, велосипеды едут в отдельном багажном вагоне (фото 1). Остаться с ними не разрешили.
Уточнили у проводника про пересадку в Горной Оряховице. Он связался по рации для уточнения платформы и договорился чтобы машинист нас дождался, поскольку поезд несколько опаздывал. Пересаживаемся на станции Горна Оряховица в электричку рангом попроще и едем до Крыстца. В окно наблюдаем древнюю столицу Велико Тырново и рискованную архитектуру на скалах и крутых склонах.
Первый день, 5 августа, cреда.
Около 17:00 прибыли в Крыстец (фото 2) (население - 28 человек). Станция находится на гребне хребта Стара Планина, высота около 900 м, дальше железная дорога идет на спуск.
Здесь начинается территория природного парка Болгарка, о чем свидетельствуют щит с картой (фото 4) и перечнем всего, что нельзя сдесь делать (фото 3). Но стоящий рядом лесовоз (фото 5) свидетельствует о том, что реальное отношение населения к природным ценностям несколько иное, чем на щитах и табличках.
Облачно, в небе ходят дождевые тучи. Упаковались, набрали воду для ужина, приготовились ехать - пошел дождь. Сели переждать на лавку под крышей отремонтированного на евроденьги вокзала. По нашей дороге спустилась тройка местных велосипедистов налегке. Присоединились к нам под крышей.
Дождь чуть ослаб, мы отправились в путь. Понемногу набираем высоту. Из-под асфальта все чаще проглядывает брусчатка (фото 6). Проехав 4 км решили остановиться на ночлег (фото 7).
Итоги дня:
пройдено - 4,1 км,
время в пути - 0:40 ,
средняя скорость - 6,2 км/час.,
набор высоты - 136 м,
высота ночевки - 1007 м.
Второй день, 6 августа, четверг.
Плотный завтрак и в начале десятого начинаем движение по то грунтовой то каменистой дороге (фото 8). Местами просматривается какая то упорядоченная кладка брусчатки, видно это укрепленные участки.
6,3км - родник с весьма неординарной находкой - телевизором. Телевизор на столе к счастью не работает и это дает возможность умыться холодной родниковой водой.
Лесную тишину разрывают моторы мото и квадроциклов. Ребята приветливые, машут руками но каждый раз вынуждают всю группу прижиматься к кустам.
9,2 км - Маячившие в доли ветряки в конце концов появляются перед нами (фото 9). Исполины в десятки метров высотой вблизи выглядят не так дружелюбно. К этому всему настораживают надписи гласящие "ахтунг". Всегда массивное металлическое сооружение на достаточно тонкой опоре выглядит хлипким в близи.
17,2 км - Приличный "грейдер" для обслуживания "ветряков", выводит нас к горе Бузлуджа, с заброшенным памятником музеем (фото 10), в период 1944—1989 вершина была святыней болгарских коммунистов. Дальше хороший асфальтовый участок.
22,3 км - Развилка на базу отдыха.
22,4 км - выступ на смотровую площадку с видом на долину. Но дымка в долине сильно портит картину.
28,1 км - Одна из главных стратегических точек на главном балканском хребте - г. Шипка (фото 11), дающая возможность контролировать путь из южной Болгарии в северную через одноименный перевал. К стати свое название Шипка получила не так давно 1977 году, при содействии все тех же коммунистов Болгарии. До этого она носила название "свято Николай". Осматриваем Памятник и продолжаем путь.
28,6 км - вот он источник мотоциклов. По стартовой арке, мотоциклистам и часовым определяем что это какие то местные соревнования.
29,7 км - Дорога на радиостанцию на столько более накатана, что пришлось взять штурмом сие место. После победы возвращаемся на трек и дальше лесом движемся по маркерам "Путь партизанских песен".
42,1 км - отель "Хлебна"
43,4 км - пройдя по основной дороге метров 300 навигатор упорно говорит об отклонение движения. Прояснив ситуацию лезем в кусты и находим слегка заросшую нужную нам тропу.
47,4 км - собственно маркировка привела нас на одноименную базу отдыха "Путь партизанских песен". Летом тут весьма скучно. Отдыхающих особо не видно. Но есть предположение что все эти базы летом промышляют койко-местами для цивилизованных пешеходников.
52,0 км - вечер застал нас неподалеку от горы Корыта. Собственно идти дальше небыло смысла так как наличие воды стола и кострища взывали к разуму. Палатку, не без опасений, расположили на краю дороги.
Итоги дня:
пройдено - 52 км, из них грунтовок 29,6 км
время в пути - 05:06 ,
средняя скорость - 10,2 км/час.,
набор высоты - 1584 м,
высота ночевки - 1376 м.
Третий день, 7 августа, cреда.
Завтрак в приятной обстановке за столом и умывание родниковой водой не придают хорошее настроение.
За родником начинается подъем плавно переходящий в траверс г. Бухала (ну и название, хотя в переводе вроде означает Филин, из-за его ухкающих, а точнее бухкающих ночных возгласов). Траверсная тропа до такой степени выбита лошадьми, что местами приходится идти по траве выше или ниже тропы. Дальше тропа идет через лес (фото 20) с весьма неприятными завалами (фото 21), для преодоления которых приходится таскать велосипеды совместными усилиями.
5,3 км - хижа Мазалат не чем не отличается от подобных кроме ехидной надписи "вода" при отсутствии оной. За хижой начинается очередной подъем по скальным выступам (фото 23).
8,3 км - г. Русоватец это по сути острый гребень из скальных пород. Вроде это место еще называют поющие скалы. При сильных порывах ветра скалы действительно издают некое подобие воя, но нас от этого сильно отвлекают более земные проблемы, в виде сильно заросшей траверсирующей тропы (фото 24-26) и крупных камней.
11,1 км - подъем на гору проходит по весьма широкому лугу с множествами тропами и промытыми колеями. Встречаем группу на "Шишарике" лихо прыгающими в кузове этого чуда техники. Подъем в гору осложняется отсутствием воды. Ее запасы удается пополнить только в слабом роднике насквозь истоптанном коровами или лошадьми, находящийся от тропы в метрах 50 при уклоне чуть ли не в 45 градусов. Откопав источник в камнях повыше выкладываю листики лопуха и со скоростью кружка в минуту на пополняю запасы. К стати эти лопухи мне и подсказали что там есть вода. При таком раскладе решаем перекусить колбасой с родины.
16,8 км - Сильно каменистая дорога с куском очень разбитого асфальта просматривающегося только на краях дороги (фото 27). Приводит нас в долину реки Тижа. По пути встречаем процессию с генератором и сварочником устанавливающую вешки. Подъем из долины в основном по каменистой дороге (фото 28-31). Надо отметить, что место весьма оживленное. кроме местного населения встретили автотуристов устроившим привал (или стоянку) близ хижы Табите. А мы минуем запрещающие знаки и шлагбаум и отправляемся по все той же каменистой дороге в направлении г. Юрашкина Громада. Дорога обводит верховья русла ручья Тижа по приличному крюку.
26,8 км - Лагерь (фото 32) устраиваем среди низкого можжевельника, стараясь спрятаться от пронизывающего ветра.
Итоги дня:
пройдено - 26,8 км, все грунтовки
время в пути - 04:08 ,
средняя скорость - 6,5 км/час.,
набор высоты - 1149 м,
высота ночевки - 1881 м
Четвертый день, 8 августа, cреда.
Утро начинается весьма поздно и вместо назойливых мух, мы имеем не менее назойливых лошадей. По началу животные держаться поодаль но с каждым движением приближаются все ближе и наглеют до такой степени, что некоторые, особо одаренные, пытаются сожрать тент палатки.
От места лагеря начинается подъем на гору Юрашкина громада, притом подъем в лоб. Небольшая разведка и осмотр карт не дал нам шанса найти хоть какой ни будь траверс. Штурмуем.
2,7 км - вид с вершины открывается прекрасный. Хорошо видна наша вчерашня дорога и практически вся долина р. Тъжа. Впечатление портит только усилившийся холодный северный ветер.
5,9 км - обходим по хорошей дороге г. Параджика. Нас обгоняют какие то туристы на джипе, машут руками и всем своим автомобильным видом и жестикуляцией дают понять, что они очень рады за таких вот велосипедистов. С этого места очень хорошо просматривается основной серпантин подъема на г. Ботив.
10,1 км - Собственно наивысшая гора основного болканского хребта плоская с обширными лугами и только северные и южные склоны дают понять о высоте этого массива. Кстати, название она получила не так давно, в 1950 г. в честь поэта Христо Ботева, а до этого звалась Кулак-Гора (Юмруклач). Здесь соседствуют автоматическая метеостанция, ретранслятор и судя по активному ремонту будущая туристическая база.
Вообще, в этот день народу для такого места было очень много, кроме трех десятков людей еще больше совершало восхождение по крутому северному склону. А нам предстояло спускаться по западному, сильно размытому склону. Склон очень неприятный, практически все так и норовит съехать вниз (фото 37, 38).
11,5 км - Сразу за хижей Ботив, спрятавшись за приличным валуном устраиваем на солнышке перекус. Место весьма оживленное и по нашей тропе проходят несколько групп в основном на гору. Наш же маршрут ведет в Райское ущелье, вернее не в ущелье, а над ним. Тропа пересекает на своем пути три русла ручьев и только один из них с водой. Вообще в это время года с водой как то на Старой Планине напряженно то ли это мы так попали.
19,9 км - Хижа Рай очень красивое место. Скальный выступ срывается прямо в густой лес. Где то тут не далеко должен быть водопад Карловско Плескало, но его с этой точки невидно. Нам предстоит спуск по извилистому серпантину среди деревьев и скал. Спуск не то что бы крутой он очень скользкий от листьев и осыпей. На каждом повороте указатель на хижу Василь Левски.
21,2 км - Хижа Василь Левски расположена в замшелом живописном русле ручья Стара Река. Все так живописно и сыро что мы проскакиваем свое ответвление тропы. По навигатору сразу перед хижей должна идти тропа на запад, но на практике не какой тропы я не вижу. Поблуждав по склону я нашел жалкое подобие старой тропы, но идти по ней сплошное мучение. Она сплошь усыпана старыми листьями и уходит в глубь леса. Поразмыслив решил идти по ручью вниз в долину, тем более что мы немного начали отставать от графика, да и на Стару Планину уже насмотрелись.
Лагерь разбиваем прямо возле тропы на небольшой полянке со столиком и кострищем. Вечером нас ждет ужин, мерцающие светлячки и купание в холодном ручье.
Итоги дня:
пройдено - 24,7 км, все грунтовки
время в пути - 04:00 ,
средняя скорость - 6,2 км/час.,
набор высоты - 653 м,
высота ночевки - 1056 м
Пятый день, 9 августа, cреда.
Более адской тропы придумать было и нельзя. После живописнейшей речки, с каменными мостиками, нас ждал ужас велотуриста. По карте спуск в долину порядка 7 км. Но при условии что высота ночевки 1056, а Карлово находится на 450 метровой отметке, спуск нам предстоял веселый. Все началось с того момента как только в дали показалась долина. Тропа прекратила быть сказочной и превратилась в ущелье среди исполинов валунов в десятки метров. Проходу хоть и расхоженные, но при наличии велобаула все резко усложнялось. Навстречу нам поднимались пешеходы на легке. С нами здоровались кто с удивление, кто с сочувствием. Некоторых даже пытались приободрить. Но все эти трудности показались нам ерундой, когда мы увидели лошадку груженую стройматериалами идущую нам на встречу. Это ей нужно пролезть во все эти расщелины с грузом. Вот это жестоко.
7,4 км - наконец то спустившись в Карлово попадаем в жаркое лето с Цикадами. Дальше сугубо асфальтовый участок длинной в семь десятков километров, с небольшим перевалом перед самым Пирдопом. В Сопоте делаем остановку для посещения магазина и перекуса. Местный продавец арбузов нас угощает маленьким представителем своего товара. Благодарим. И радостно его едим с другими приобретенными вкусностями.
В седле едем до упора и в сумерках ставим палатку на каком то поле в километре от Златицы. К стати между Пирдопом и Златицей прекрасная велодорожка (фото 61).
Итоги дня:
пройдено - 69,5 км, из них грунтовых дорог и троп 7,4 км
время в пути - 04:15 ,
средняя скорость - 16,4 км/час.,
набор высоты - 1018 м,
высота ночевки - м.
Шестой день, 10 августа, cреда.
Ранний подъем, завтрак, сбор лагеря(фото 60) и выход в 8:00. Так как особого интереса близлежащие села не представляли мы отправились по прекрасному асфальту до поворота на поселок Бенковски.
17,5 км - Сменив Западное направление на южное обнаружили не только ухудшение асфальтового покрытия, но и улучшение гастрономических показателей придорожной алычи. В принципе дорога скучная и практически пустынна.
25,7 км - Петрич (фото 62). Первый поселок с явными признаками турецкого прошлого. Оранжевая черепица. Узкие проулки. Дома как ласточкины гнезда прикрепленные каким то чудом к обрывам. Все это подчеркивается большим памятным местом на въезде в поселение. Надписи гласят о жестоком противостоянии местных жителей Башибузукам в 1876 г. во время Апрельского Восстания, одним из центров которого были Панагюришты, находящиеся неподалеку. Я так понял что именно в этих местах для подавления востания, турками были пущены в ход иррегулярные войска Башибузуков, отличавшихся своей жестокостью. В принципе Башибузук переводится как замотанная голова или по нашему сорви голова, что и характеризовало эти отряды. Были они не только безголовые и жестокие, но и недисциплинированные, что не позволило использовать эти отряды в полной мере в регулярной армии Османской империи. Вот так и прославили они себя жестокостью, насилием и мародерством.
В поселке после перекуса меняем направление на юго-восточное и начинаем подъем на гору Кошутица (фото 63) по глубоко промытой дороге.
32,1 км - самый кровавый случай в нашем путешествии (фото 65). Офигевший от такого количества велосипедистов овод прокусил Василию вену на ноге. Притом, он это заметил не сразу, а когда обнаружил то кровь уже дотекла до носка.
33,3 км - выходим раскаленными на солнце грунтовыми дорогами на склон горы с видом на Рудник Асарел. Это один из крупных медных рудников в Болгарии, первый из которых находится на северном склоне Старой Планины и имеет название Элатсайт. Такое впечатление, что это одна жила проходящая под хребтом. Притом прогнозы гласят что именно Асарел станет лет через 10 главным источником руды для Болгарии.
40,2 км - Обориште. Не чем не примечательный поселок. Кроме магазина и источника воды, в котором пополняем запасы и выдвигаемся дальше. В полукилометре, в тени большого придорожного дерева устраиваем не только перекус, но и умудряемся полчаса поспать.
59,9 км - Докатываем до Мухово по прекрасному асфальту. Перед поселком расположена дамба (фото 66) с приличным перепадом высот (фото 67).
81,1 км - выезжаем а оживленную трассу София - Пловдив, с которой сворачиваем на Костенец.
99,4 км - ночлег устраиваем на краю небольшого леса (фото 70) напротив частного, на наш взгляд, аэропорта. Об этом свидетельствуют взлетающие легкомоторные самолеты.
Итоги дня:
пройдено - 99,4 км, из них грунтовых дорог и троп 14,5 км
время в пути - 06:56 ,
средняя скорость - 14,3 км/час.,
набор высоты - 1642 м,
высота ночевки - 539 м.
Седьмой день, 11 августа, cреда.
Выехали в 9:10. Начинаем движение в сторону Радуила.
14,4 км - Сам Радуил проскакиваем быстро по прекрасному асфальту, а вот дальше к асфальту и жаре, порядка +30°С, добавляется перевал на Боровец.
24,5 км - В Боровце нас терзает смутное сомнение. Из этого места есть два пути, один ведет через небольшой перевал напрямую в Белы-Искры, а вот другой в объезд через Самоков.
Верх берет здравый смысл и желудок. Решаем закупиться продуктами перед Рилским массивом и тамже устроить поздний перекус, так как дело далеко за полдень.
48,1 км - Въезжаем в Говидерци. Ничего особенного тут нет, нас интересует исключительно дорога ведущая в гору.
50,8 км - Асфальт так внезапно заканчивается что даже смешно (фото). Дальше чистый грунт с монотонным набором высоты.
54,6 км - хижа Мечит. Последнее на сегодня человеческое жилище. Набираем воды и в путь.
60,7 км - очнулись мы у горы Млък Мечит. Уже не то что бы поздно, а совсем поздно. Весь подъем от хижи в основной массе это каменистая дорога уходящая серпантином вверх. Особенно тяжело даются повороты, они крутые, а грунт не держит осыпь под ногами. Единственная радость это виды гор и долин постепенно утопающих в сумраке ночи.
Самый активный день похода общий набор за день 2309 м.
Итоги дня:
пройдено - 60,7 км, из них грунтовых дорог и троп 9,5 км
время в пути - 06:24 ,
средняя скорость - 9,5 км/час.,
набор высоты - 2309 м,
высота ночевки - 2379 м.
Восьмой день, 12 августа, cреда.
Утром свежо, 8 градусов. За ночь ветер сменился на противоположный и теперь дует с юго-востока. Осматриваем окрестности лагеря с видами утренних гор (фото 82). На северо-восток по хребту едва заметная тропа прослеживается до ближайшей вершины, дальше она исчезает в зарослях горной сосны. На юго-востоке на соседнем хребте неподалеку от вершины видно небольшое озеро.
Выход 9:05
Продолжаем подъем теперь уже на юго-запад вдоль гребня хребта по широкой каменистой тропе, проезжаемой на внедорожной технике (фото 83-84)
1,3 км - конец подъема. Далее на пологих участках вполне можно ехать. Но часто останавливаемся, осматривая прекрасные виды вокруг (фото 87, 90)
2,8 км - начало спуска по серпантину (~2,5 км) (фото 91). В конце спуска тропа становится значительно хуже (фото 89, 92), разбивается на несколько узких и заросших троп. Пересекаем несколько небольших ручьев. Тропа выполаживается и выходит на поляну Кобылино Бранище.
6,8 км - В центре поляны две небольшие избы на расстоянии 150 метров. Которая восточнее – туристская, обозначенная на картах, как «хижа Кобылино Бранище». Здесь прибита карта региона с обозначением троп, в избе места для спанья, аптечка. Вторая изба, видимо, пастушья (фото 94). В обоих избах никого нет.
Далее по основному запланированному варианту нам предстоял подъем на юг по крутому каменисто-травянистому склону до вершины соседнего хребта, затем небольшой траверс этого хребта и спуск к Рыбным озерам. После этого переход еще через два подобных хребта. Начальная часть пути хорошо видна в центре фото 93. На склоне левее нашего маршрута каскадом расположены пять озер, виды ожидаются очень живописные. Осмотрели качество тропы, идущей по этому склону - она довольно символична и местами теряется в камнях и траве. Это не лучшая тропа для велосипеда, хотя все проходимо, просто потребуется чуть больше времени. Но вероятная задержка здесь приведет к тому, что нам придется отказаться от прохождения следующего горного массива Пирин и объехать его по запасному варианту. Этого нам сильно не хотелось. Дополнительные сомнения порождали собирающиеся на небе дождевые тучи, которые, кстати, в последующие дни неоднократно поливали нас дождем. С учетом всего этого принято решение не рисковать и пойти запасным вариантом вниз вдоль реки Рила, чтобы гарантированно успеть пройти следующий горный массив Пирин. Кстати, на этом запасном участке маршрута расположена важная достопримечательность - Рильский монастыть, осмотреть который тоже будет не лишним.
Далее начинается спуск вдоль ручья. Тропа сложная, много камней, заросли травы, небольшие подъемы-спуски (фото 95), но местами удается ехать (фото 96)
9,6 км - выходим к поляне под названием "Сухото Езеро" (фото 97). Собственно, озера никакого нет, даже ручей, бежавший рядом с нами, куда-то исчез (фото 98). Справа со скал красивым водопадом падает другой ручей, но он тоже бесследно исчезает. Здесь, видимо, когда-то был грандиозный обвал, образовалась перемычка, образовавшая озеро. Но летом, когда воды мало, она находит себе путь среди камней внутри этого обвала и на поверхности нет ни озера, ни ручьев. Во время таяния снегов или после сильных дождей вода не успевает просачиваться и заполняет озеро. У озера нет поверхностных стоков, вся вода уходит в камнях под землей.
В конце озера непростой крутой подъем сквозь заросли на "дамбу", после чего нас ждет приятный сюрприз – заросли красной смородины (фото 100).
Постепенно тропа становится все более явной и набитой (фото 101) – сюда уже больше туристов добирается снизу, совершая пешеходные радиалки.
10,9 км - начало крутого спуска со сбросом 400 метров высоты. На спуске рядом с тропой есть камень с надписями (фото 102), когда-то, видимо, оставленными монахами.
Завалы на тропе в основном расчищены (фото 105), но встречаются и такие, которые приходится обходить (фото 103)
13,9 км - тропа упирается в асфальтовую дорогу. Перед этим возле тропы расположено место для отдыха туристов со столами и лавками, где делаем привал и обед.
16,9 км - на повороте вправо уходит грунтовая тропа к могиле наиболее почитаемого в Болгарии Святого Ивана Рильского (около 500 метров). Делаем пешую радиалку (фото 106). Здесь расположена пещера, где жил Иван Рильский, небольшая церковь с мощами святого, родник и молитвенная скала. У родника собралось довольно много народа, но они здесь собрались не для того, чтобы набрать воды, а ждали своей очереди к молитвенной скале.
22,0 км - Рильский монастырь (фото 107, 108) - одна из главных достопримечательностей Болгарии. Вокруг монастыря множество кемпингов, кафе и ресторанов. Много туристов, в самом монастыре очень людно. У входа вывешены требования по внешнему виду, но многие туристы этим не заморачиваются и идут в монастырь в чем попало, ну разве что в плавках там никого не было. Из расположенных рядом с монастырем ресторанов доносится громкая современная музыка. Внутри монастыря в нескольких точках идет бойкая торговля церковной утварью и сувенирами. Но не смотря на все это обстановка внутри монастыря какая-то умиротворяющая, монастырские стены вроде бы от чего-то защищают. Хочется где-нибудь присесть, и никуда отсюда не уходить.
От монастыря идет отличный спуск по асфальтовой дороге, автотранспорта на которой не так много, как казалось по количеству туристов в монастыре. Вдоль дороги справа и слева встречается немало отелей и кемпингов.
40,8 км - пересекаем по мосту реку на левый берег. Сразу за мостом Дорога и река зажаты между скалами. Это естественные врата нацпарка Рила. (фото 109). Сразу за ними внутри скал расположен не видимый с дороги (но слышимый) водопад Богемия.
41,3 - 43,8 км - г. Рила. За Рилой горы заканчиваются, выезжаем в обширную холмистую равнину.
48,9 - 51,2 км - Кочериново
52,7 км - Т-образный перекресток, упираемся в автотрассу София - Благоевград - Греция и сворачиваем на нее влево (фото 110). Через километр пересекаем строящуюся автомагистраль "Струма". Здесь магистраль пройдет через тоннель.
60 км - сворачиваем влево в Благоевград (фото 111). Поездили по городу в поисках универсама, где докупили продукты и немного перекусили. Из разговоров с местными стало понятно, что какого-то внятного прямого пути на Банско здесь нет, нужно делать крюк по автотрассе.
65,7 км - снова выезжаем на автотрассу. Сразу за городом снова въезжаем в горы.
79,2 км - на двухуровневой развязке сворачиваем влево. Пологий спуск закончен, дальше подъем.
На выезде из с. Оцетарска махала на заправке набираем воду. Чуть дальше есть удобный спуск к реке. Время позволяет еще ехать, но дальше с подъемом в горы будут проблемы с местом для лагеря. Кроме того, народ хотел лагерь возле речки с местом для купания. С учетом всего этого решено остановиться на ночлег здесь. 84,4 км - Лагерь на берегу реки (фото 112). Вечером не давало покоя огромное количество слепней, но они исчезли, когда стемнело.
Итоги дня:
пройдено - 84,4 км, из них троп и бездорожья 13,9 км
время в пути - 07:42 ,
средняя скорость - 11,0 км/час.,
набор высоты - 708 м,
высота ночевки - 357 м.
Девятый день, 13 августа, cреда.
Вообще-то оставшиеся 35 км асфальта до Банско мы хотели проехать еще вчера. Но задержки с осмотром достопримечательностей и сложности тропы в начале дня заставили заночевать нас раньше. Теперь в Банско вместо запланированной дневки будет полудневка.
Путь до Банско был не таким простым, как казалось на первый взгляд. Дорога - неплохой асфальт, транспорта сравнителльно мало, но первые 20 км - это подъем на перевал с набором 800 метров высоты. Вокруг - живописные лесистые склоны, населенных пунктов мало, вдоль дороги периодически втречаются родники с прекрасной прохладной водой.
20,8 км - перевал (фото 113). Привал возле родника и памятника
31,8 км - влево отворот к г. Разлог. Здесь заканчивается спуск со сбросом 300 метров высоты и начинается подъем.
34,4 км - начало г. Банско (фото 114). Это чисто курортный городок. Некая болгарская версия польского Закопане. Сейчас здесь не сезон, народу мало, многие заведения закрыты. На вопрос, когда это откроется, нам всегда отвечали: "Приезжайте зимой".
Но мы не с проста заехали в этот город - у нас есть ключи от одной из квартир, которые нам любезно предоставил знакомый одного из наших участников. Так что, сегодня у нас цивилизованная ночевка (фото 115, 116). В программе: прогулка по городу, закупка продуктов, стирка, мойка, шикарный ужин.
Итоги дня:
пройдено - 38 км, асфальт,
время в пути - 04:12 ,
средняя скорость - 9,1 км/час.,
набор высоты - 1002 м,
высота ночевки - 1004 м.
Десятый день, 14 августа, cреда.
Что в Банско делает народ неделями - не понятно. Нам пол дня хватило, чтобы снова захотелось в горы. Покидаем гостеприимный дом (фото 117) и по хорошему асфальту едем в горы. Постепенно отели, кемпинги и рестораны встречаются все реже. Вдоль дороги таблички о запрете разводить костры и ставить палатки. Но есть и специально отведенные места, где все это разрешено.
5,1 км - влево от нашей асфальтовой дороги уходит грунтовый съезд. Мы решили, что это дорога к стоящему на берегу реки строению и не придали ему значения. А зря.
6,3 км - на втором повороте серпантина стало понятно, что эта дорога уходит вверх, а нам надо низом вдоль ручья. Возвращаемся 250 метров назад к первому повороту серпантина, находим тропу и спускаемся вниз, где выходим на грейдерную дорогу вдоль ручья. Видимо это та самая дорога, которой мы не придали значения.
Едем вверх по хорошо накатанному грейдеру через красивый лес (фото 118). Постепенно качество дороги ухудшается, крутизна увеличивается (фото 119). Начали встречаться броды (фото 120). Перед хижей Демяница дорога стала совсем каменистой и крутой (фото 121).
12,9 км - хижа Демяница (фото 123). Здесь дорога заканчивается. Дальше предстоит двигаться по тропе.
Возле хижи расположен стенд с неплохой картой местности (фото 122).
От хижы спускаемся вниз, переходим ручей по мостику и начинаем крутой подъем по лесной горной тропе (фото 124, 125). Через километр от хижи выходим из зоны леса (фото 126). Дальше луга, камни и заросли низкорослой горной сосны. Участки лугов с ровной грунтовой тропой встречаются все реже, на тропе в основном камни разных размеров (фото 127). С мыслями о езде окончательно расстались - только пешком.
Тропа хорошо набита и выбор линии движения не вызывает сомнений. Лишь на участках курумника (фото 128) иногда возникали вопросы. Но тропа промаркирована, поэтому всегда находилось правильное решение.
16,0 км - тропа идет вдоль крутого, местами обрывистого берега ручья (фото 129). Есть неприятные места, где слева обрыв, а справа над тропой нависают ветки горной сосны. С велосипедом здесь передвигаться неудобно.
После участка крутого подъема (фото 130) привал и обед.
После очередного курумника (фото 131) выходим на ровнуь заболоченную поляну со множеством проток (фото 132). Сразу за ней тропа раздваивается, идем влево. Подъем становится круче, камни крупнее (фото 133-135). Ориентируемся по турам из мелких камней (фото 133, 134) и маркировке (фото 135).
17,3 км - вышли к Валявишки озерам (фото 137). Тихо и красиво. Но тишина оказалась неспроста - вскоре начался дождь (фото 136). Пережидаем училение дождя под тентом. Сам по себе дождь не страшен, но он намочил камни, траву и кустарники, от чего обувь неизбежно тоже станет мокрой. А передвигаться по мокрым камням в мокрой обуви несколько неудобно.
17,6 км - после дождя вышли к Голямо (большому) Валевишко езеро (фото 137). Тут нас подстерегал один из наиболее сложных участков подъема - скалы и крупные камни обрывались непосредственно в озеро (фото 138-140). Но это препятствие пройдено сравнительно легко и быстро, некоторые даже не разгружали велосипеды.
В конце озера стояла палатка, а двое рыбаков ходили вдоль озера и что-то пытались ловить. Но клева не было, поскольку вся рыба в озере с круглыми глазами наблюдала за нами.
18,1 км - в конце озера начался перевальный взлет (фото 141-146). Подъем довольно крутой и каменистый, решили не напрягаться и перенести вещи и велосипеды отдельно. Крутые участки подъема чередовались с более пологими травянистыми террасами. Некоторые из них вполне пригодны для разбивки лагеря. На одной из таких террас решили остановиться на ночлег (фото 147), хотя до перевала оставалось не более 300 метров и было еще далеко до темна. Не было уверенности, что за перевалом будут удобные места для лагеря, а также настораживали тучи, периодически накрывающие перевал (фото 141, 143, 144) и посыпающие мелким моросящим дождем.
Как оказалось, выше нас расположены еще два горных озера. Сравнительно быстро был найден ручей, а в зарослях кустарника горной сосны немало почти сухих веток (мокрых только от дождя).
Итоги дня:
пройдено - 18,6 км,
время в пути - 03:23,
средняя скорость - 5,5 км/час.,
набор высоты - 1450 м,
высота ночевки - 2365 м.
Одиннадцатый день, 15 августа, cреда.
С утра тихая безоблачная погода. Быстро взобрались на перевал (отдельно вещи и велосипеды), фото 148-150.
1,1 км - пер. Самодивска (Дженгалска) Порта (2478 м). С восточной стороны перевала крутой каменистый склон (фото 151) без террас, которые были с западной. Так что разбивка лагеря перед перевалом было разумным решением. Дальнейшее передвижение в течение дня было без раздельного переноса вещей и велосипедов.
2,1 км - после небольшого выполаживания (фото 152) снова крутой спуск сквозь заросли горной сосны (фото 153-154).
2,5 км - конец спуска со сбросом 250 м высоты, ручей, Бански езера, далее снова подъем (фото 154).
3 км - Попово озеро (фото 155, 156). Хорошо набитая тропа идет правее озера то поднимаясь, то снова спускаясь к озеру (фото 157)
3,6 км - в конце озера сложное для прохождения нагромождение крупных камней и выступы скал (фото 158). После этого тропа полого поднимается вдоль ручья (фото 159).
3,9 км - развилка, вправо тропа круто уходит вверх. Движемся влево.
4,4 км - начало перевального взлета (фото 160-162). Перед перевалом неподалеку видели горного козла (фото 163), спокойно наблюдающего за нашим движением.
В конце подъема из затянувших небо туч начал накрапывать дождь.
5,2-5,6 км - перевал Железни врата, 2480 м (фото 164). Дождь усилился. Пережидаем усиление дождя, укрывшись тентом. Далее крутой спуск по каменистому склону (фото 165, 166)
6,1 км - конец крутого спуска (фото 167).
Далее тропа идет по расширяющейся травянистой долине, периодически пересекая ручьи (фото 168).
9,8 км – привал и обед на берегу ручья (фото 169).
Периодически встречаются собаки, охраняющие пасущийся скот. Но собаки не крупные и не очень агрессивные. Ниже встречали крупных свирепых собак, но они были на привязи. Пастухов не видно.
Постепенно спускаемся в зону леса (фото 170). Все чаще грунт сырой и заболоченный (фото 171).
12,3 км – слева летовка пастухов. Далее тропа в основном проезжаема.
13,7 км – хижа Пирин. От нее идет грунтовая дорога.
19 км - ГЭС. Начало асфальта. Асфальт старый, потрескавшийся и местами разбитый. Но вниз катим легко и быстро.
29,4 км - начало с. Пирин.
30 км - центр селения. Развилка. Вправо идет дорога через мост. Едем влево в подъем.
31,6 км - На склоне рядом с поворотом дороги небольшая пологая поляна в окружении леса. Здесь разбиваем лагерь.
Итоги дня:
пройдено - 31,6 км,
время в пути - 05:35,
средняя скорость - 5,8 км/час.,
набор высоты - 560 м,
высота ночевки - 812 м.
Двенадцатый день, 16 августа, cреда.
С поворота дороги открывается вид на с. Пирин и ущелье, по которому мы спускались.
1 км - упираемся в автодорогу (фото 173)
13,9 км - перевал. Далее спуск по хорошему асфальту (фото 174) со сбросом 900 метров высоты.
20-21,5 км - с. Добротино (фото 175)
26-34 км - г. Гоце Делчев (фото 176). Здесь закупаем продукты на следующие три дня пути.
36,75 км - Сворачиваем с основной трассы влево (фото 177).
39,1 км - в начале села Гармен (фото 178) слева к дороге примыкает античный город Никополис (фото 179).
39,85 км - на перекрестке сворачиваем вправо в подъем.
Слева от дороги открываются красивые виды на горный массив Пирин. Но горы просматриваются плохо – там висят дождевые тучи и идет дождь (фото 181).
46-47 км - с. Лещен.
48,2 км - Горно Дряново. Довольно крупное селение, расположившееся на крутом склоне вдоль дороги.
50,5 км - сворачиваем вверх. Среди плотно примыкающих друг к другу домов непросто найти тропу, ведущую вправо вверх по склону (фото 180). Поднявшись выше домов селения, выбираемся на каменистую грунтовую дорогу.
51 км - развилка. Пытаемся двигаться дальше прямо, но эта тропа идет по краю скалистого уступа, на ней многочисленные скальные выходы и крупные камни. Судя по всему, эта тропа не проезжаема и используется только для прогона скота. Возвращаемся к развилке и едем по дороге правее и ниже. Эта дорога в основном проезжаема, хотя на ней тоже встречаются скальные выходы (фото 182). Обе дороги вскоре сходятся, но вторая несколько длиннее.
52,45 км - родник
55,5 км - конец подъема. Далее движемся по хребту с небольшими подъемами и спусками. Грунтовые дороги разного качества – иногда неплохо накатанные (фото 185, 186), иногда заросшие травой (фото 187).
67-69 км - участок старой брусчатки (фото 184).
Весь день был в основном солнечный и жаркий, но вокруг ходили дождевые тучи. К концу дня мы попали в зону, где прошел дождь. Грунтовки сырые, периодически встречаются большие лужи.
74,4 км - Впереди спуск к водохранилищу Доспат. Но явной дороги к спуску нет, вокруг петляют редко используемые лесорубами лесные дороги. Решаем спуск оставить на завтра и остановиться на ночлег, пока есть горизонтальные площадки для палаток. Начался дождь, шедший всю ночь.
Итоги дня:
пройдено - 74,4 км,
время в пути - 04:33,
средняя скорость - 16,2 км/час.,
набор высоты - 2330 м,
высота ночевки - 1605 м.
Тринадцатый день, 17 августа, cреда.
Утром идет дождь. На завтрак, постепенно переходящий в обед у нас грибы (фото 188, 189). Дождь прекратился и мы начали движение в половине второго. Вначале идет спуск со сбросом 400 метров высоты. Сначала спускаемся по тропе (фото 190), но потом выбираемся на грунтовую дорогу, мокрую от дождя (фото 192, 193). В просветах между деревьями периодически виднеется водохранилище (фото 191).
5,5 км – слева появилась асфальтовая дорога (фото 194), вскоре виезжаем на нее. Впереди простирается долина, заполненная водохранилищем (фото 195).
8,3 км – закончился асфальт. Далее грейдер, местами с лужами (фото 196-198). Слева у подножия крутого склона часто встречаются родники (фото 199)
Погода наладилась, стало солнечно. Делаем привал на берегу озера с купанием, мойкой и стиркой.
20 км – начался асфальт
22,2 – 22,5 км – плотина (фото 200, 201). У плотины в сторожке сидит охранник, который не возражает, чтобы мы переехали на тот берег по плотине. Это довольно удачно, поскольку иначе пришлось бы спускаться по крутому склону вниз, а затем снова круто подниматься в г. Доспат.
23,2 км – обед в Доспате, зарядка аккумов.
24,9 км – выезд из г.Доспат (фото 202)
31,8 км – вправо на Змеицу (фото 203). В Змеице – разбитый асфальт.
32,8 км – в конце спуска в центре Змеицы сворачиваем круто вправо. Конец асфальта, начало грунтовки
33,5 км - мост через речку (фото 204).
38,8 км - лагерь. На ужин снова грибы, но здесь в основном лисички.
Итоги дня:
пройдено - 38,8 км,
время в пути - 02:26,
средняя скорость - 15,6 км/час.,
набор высоты - 670 м,
высота ночевки - 1331 м.
Четырнадцатый день, 18 августа, cреда.
Утром туман и сильная роса. Встречаем типично карпатскую огненную саламандру (фото 207). А говорят, что такая саламандра - эндемик карпат. Значит, на Балканах не на много суше чем в Карпатах.
Продолжаем движение по лесной грунтовой дороге в основном на юго-восток и в основном в подъем. Вдоль дороги много малины (фото 208).
4,7 км - 14-я застава. Имеется в виду пограничная застава. Здесь до границы с Грецией около километра. Но внешне застава больше напоминает базу отдыха, чем военный объект. На территории заставы небольшое озеро. Чуть дальше озеро побольше под названием Чаирла.
6,5 км - Перевал (фото 209). Здесь расположен ловен заслон (охотничья изба) "Врътката". В нашем понимании это нечто далекое от охотничьей избы, скорее, павильон с большой долей больших стекляных окон. И все стекла - целые!
Далее идет спуск в Буйново (фото 210, 211). Въехав в Буйново сразу замечаем мечеть (фото 212). Вообще по количеству мечетей вопреки официальной статистике создается впечатление, что юг Болгарии если не полностью, то в значительной степени является мусульманским. Причем, классический вид мечети имеют лишь в крупных населенных пунктах. А в маленьких селениях это нечто странное, сбитое из листов железа или досок.
10,6 км - Буйново, начинается асфальт (фото 213). Причем, отличный асфальт. Асфальт то положили, но за дорогой не смотрят и во многих местах поверх асфальта дождями нанесен тонкий слой песка. Если на виражах сильно не сбавлять скорость, то из-за этого песка остается выбор: либо круто поворачивать вместе с дорогой и уходить в занос, ложась на асфальт, либо пытаться удержаться от заноса, не сворачивая так круто, упираться в отбойник и лететь через него куда-то вниз. Приходится сильно сбавлять скорость, хотя по такому асфальтовому спуску хочется ехать вообще без тормозов.
21 км - Ягодинская пещера (фото 214). Узкое ущелье не приспособлено для приема такого количества туристов. Обочины плотно забиты автомобилями, лотками с разными сувенирами и между всем этим ходят толпы людей. Плюс ведутся какие-то с троительные работы - видимо, пытаются у реки отвоевать площадку для стоянки автотранспорта. Хотели было посетить пещеру, но туда запускают только группами и до начала следующего сеанса ждать почти час. Расписание посещения пещеры и тарифы - фото 215. Откладываем это посещение на следующий раз и едем дальше. Речное ущелье очень быстро приобрело характер глубокого скалистого каньона.
21,6 км - вправо уходит отворот дороги в с. Ягодина, куда нам и надо. Но решаем проехаться немного вниз и посмотреть каньон. На фото 216 на самом верху скалы видна смотровая площадка "Орлово око". Виды оттуда должны быть совершенно потрясающие. Но туда ж добираться пол дня. А эти пол дня мы можем потратить эффективнее и увидеть больше. Площадка тоже в другой раз.
24,6 км - вернулись обратно к развилке после радиалки по каньону. В расположенной здесь беседке устраиваем привал и перекус.
Далее сворачиваем в подъем на Ягодину. Дорога местами вырублена в скале (фото 217). В конце подъема родник.
26,7 км - с. Ягодина.
27 км - Конец асфальта, началась грунтовка. Движемся в сторону Триграда (фото 218).
31,7 км - каменистая дорога вдоль каньона (фото 219) постепенно спускается в Триград (фото 220). В основном по обе стороны дороги лес. Периодически влево отходят тропки, по которым можно выйти на край каньона. Там открываются совершенно потрясающие виды. Фотоаппаратом охватить это просто невозможно.
34,5 км - в Триграде (фото 221) начинается асфальт.
36,6 км - пещера "Дяволско гърло". Картина примерно такая же, как и с Ягодинской пещерой - толпа народа в ожидании своей очереди попасть в пещеру. Сюда нужно приезжать в межсезонье.
Продолжаем спуск по фантастически красивому каньону (фото 222-227).
38,4 км - Дорога упирается в большую скалу (фото 227) и вместе с рекой сворачивает в узкую расщелину влево. Справа примыкает Чаирский каньон. По дороге влево делаем 400-метровую радиалку по самому узкому месту каньона, возвращаемся и продолжаем движение вверх по Чаирскому каньону (фото 228). Асфальт закончился, дальше каменистая горная дорога. Этот каньон тоже безусловно красив, но он явно уступает Триградскому каньону.
43 км - Справа от дороги на реке расположены разрушенные остатки рыборазводческого хозяйства. Слева в примыкающих к дороге скалах многочисленные мелкие пещеры - раздолье для диких зверей.
46 км - Дорога пересекает речку по мосту, поворачивает вправо назад и серпантином взбирается вверх по склону. Далее дорога траверсирует склон ущелья на юго-восток, продолжая набор высоты. Проезжаем через своеобразный мост (фото 229).
48,3 км - Резкий поворот влево и через 300 метров спуска пересекаем ручей. Далее снова небольшой подъем, после которого грунтовая дорога идет почти горизонтально вдоль берегов Чаирских озер (фото 230).
49,6 км - Турбаза Чаирские озера. Рядом с ней родник. Дальше снова подъем.
50,8 км - Дорога проходит меж двух озер-рыбопитомников.
52,2 км - Перевал.
52,8 км - спустившись в долину на краю леса под густыми елями разбиваем лагерь (фото 231).
Итоги дня:
пройдено - 52,8 км,
время в пути - 05:51,
средняя скорость - 9,2 км/час.,
набор высоты - 1700 м,
высота ночевки - 1580 м.
Пятнадцатый день, 19 августа, cреда.
Продолжаем движение на северо-восток по грунтовке вдоль лесистого склона справа.
1,1 км - сворачиваем вправо в крутой полукилометровый подъем через лес с набором высоты 100 метров. Далее следует поворот влево и полукилометровый пологий участок, затем снова поворот вправо и крутой спуск по сильно каменистой дороге (фото 232). Через 700 метров спуск становится менее крутым. Дорога, петляя по склону (фото 233), спускается в с. Мугла (фото 234, 235).
4,8 км - Мугла. Это большое депрессивное село. Много брошенных и полуразрушенных домов (фото 237). О былом расцвете напоминает огромное разрушающееся здание школы и пустырь на месте бывшей спортивной площадки. Но при этом построена новая мечеть (фото 236). Необычный старый деревянный минарет также сохранился. Вдоль села ведет дорога со старым разбитым асфальтом (фото 236, 237). Через полтора километра село заканчивается. За селом справа от дороги полуразрушенные навесы какого-то бывшего производства.
8,2 км - с асфальтовой дороги вдоль реки сворачиваем влево на грунтовку, поднимающуюся к перевалу, до которого 300 метров набора высоты. По пути у дороги встречаем любопытный родник (фото 238) - стальная труба, по которой течет вода, каким-то образом вросла внутрь ствола дерева.
13 км - перевал. Справа от дороги огромный камень (фото 239). На дороге большие лужи (фото 239, 240), видимо, здесь недавно прошел сильный дождь. И, видимо, не последний - небо затянулось темными тучами.
За перевалом следует 5,5 км траверс склона примерно при постоянной высоте.
18,7 км - сворачиваем влево на спуск (фото 241), который приводит нас к селу Гела с древними достопримечательностями (фото 242).
18,7 км - упираемся в асфальтовую дорогу, сворачиваем на нее влево и продолжаем спуск.
28,4 км - конец спуска, Т-образный перекресток в с. Широка Лъка (фото 243), сворачиваем вправо. От перевала сбросили 750 м высоты.
Широка Лъка кардинально отличается от предыдущего села Мугла: никакой разрухи, сплошь благоустроенные дома, отличный асфальт, вдоль дороги множество магазинов, кафе и прочих объектов туристской инфраструктуры. После закупки продуктов на оставшуюся часть похода устраиваем привал и перекус.
40 км - в конце подъема въезжаем в горнолыжный курорт Пампорово (фото 244, 245). После Пампорово начинается спуск.
51,2 км - въезжаем в Чепелпре (фото 246).
Ехать дальше особого смысла нет, там могут возникнуть проблемы с местом для лагеря в связи с тем, что этои места более плотно заселены. А в Пловдив - конечный пункт нашего похода, мы завтра успеваем в любом случае. Начинаем искать место для лагеря. Это не просто, поскольку дорога идет вдоль крутого склона, пологих площадок вдоль дороги нет а река находится далеко внизу. Делаем разведки по примыкающим грунтовкам - результаты неутешительны.
57,5 км - справа расположен полузаброшенный "карман" для отдыха водителей, отгороженный от дороги густой цепью деревьев и кустарников. В 50-ти метрах от него круто с гор сбегает небольшой ручей. Здесь останавливаемся на ночлег (фото 247).
Итоги дня:
пройдено - 57,5 км,
время в пути - 04:41,
средняя скорость - 15,3 км/час.,
набор высоты - 1280 м,
высота ночевки - 1027 м.
Шестнадцатый день, 20 августа, cреда.
Выход 10:05.
39,2 км - тоннель (фото 250)
40,2 км - еще один тоннель (фото 251), длиной порядка 200 м.
44,2 км - въезжаем в г.Асеновград (фото 252). Небольшая экскурсия по городу (фото 253), привал и перекус в парке (47,6 км).
Горы закончились. За Асеновградом начинается обширная равнина. Прямая дорога ведет в Пловдив.
60,3 км - начало г. Пловдив (фото 254). Сразу после фото начался дождь и быстро стал усиливаться. Решаем переждать его под навесом атозаправки с противоположной стороны дороги.
В Пловдиве движение автотранспорта интенсивное. Очень кстати оказалась велодорожка (фото 255), которую только построили, а местами еще продолжают строить.
66,7 км - железнодорожный вокзал г. Пловдив (фото 256)
Итоги дня:
пройдено - 66,7 км,
время в пути - 03:49,
средняя скорость - 17,6 км/час.,
набор высоты - 451 м
Отъезд, 20-22 августа, cреда.
Взяли билеты на ночной поезд Пловдив - Варна, который отправляется в 23:25. Оставшиеся почти восемь часов мы планировали посвятить знакомству с Пловдивом - вторым по величине городом Болгарии. Это один из древнейших городов Европы, старше Рима и Афин, возраст которого более 6000 лет. Но наши рассуждения о том, как лучше построить экскурсию по городу, были внезапно остановлены мощными порывами ветра. После этого пошел сильный ливень. Это даже не ливень, а просто с неба падал сплошной поток воды. В считанные минуты улицы Пловдива превратились в полноводные реки, по которым плавали автомобили, подземный переход возле вокзала был затоплен, в нескольких местах на землю обрушились крупные деревья. Небольшой репортаж об этом на местном телевидении здесь. Мысли об осмотре Пловдива отложены, ждем прекращения буйства стихии, которое не спешило отступать. Глядя на происходящее, с ужасом думаем о том, что было бы, если бы мы все же решились от Широкой Лъки идти по основному маршруту и эта стихия застала бы нас где-то на горных тропах Родоп.
Дождь стих, но город был залит толстым слоем воды. Велосипедная прогулка по городу отменяется, только пешком и только там, где это возможно (фото 259).
Выспавшись в поезде, рано утром мы уже колесили по перрону Варны (фото 260). Позавтракав и прокатившись вдоль набережной мы были вынуждены снова вернуться под просторные крыши привокзальных навесов - здесь тоже пошел дождь, хоть и не такой сильный, как в Пловдиве.
В течение дня дождь пускался несколько раз, но в перерывах было достаточно времени, чтобы погулять по Варне. Несмотря на ветер, было тепло. А вода в море была просто очень теплой. Но купаться как-то не получалось - вдоль берега цепочкой расположились наблюдательные пункты спасателей, они громко свистели в свои свистки и запрещали кому-либо заходить в штормовое море (фото 262). Но в 8 вечера их рабочий день закончился и они удалились с пляжа. Теперь можно было купаться, сколько хочешь.
Поразмышляв немного о возможном месте ночевки, решили заночевать прямо на пляже (фото 261). Ночью было несколько шумно - многочисленные бары и рестораны на набережной (фото 263) пытались перекричать друг друга громкой музыкой. Но это не самое страшное стихийное бедствие и к нему мы быстро привыкли.
Утром завтрак на газовой горелке, сборы, прощальное фото (фото 264), погрузка в автобус и путь домой.
Заключение и выводы
Запланированный маршрут успешно пройден. Осуществлен стокилометровый траверс Балканского хребта (Стара Планина) с прохождением через его высшую точку г. Ботев. Пройден 30-ти километровый траверс хребта Караорман с отрогами. Кроме этого пройдено более 10 перевалов, из них 3 пешеходных некатегорированных, остальные автомобильные. Пересекли четыре основных горных массива Болгарии – Стара Планина, Рила, Пирин, Родопы. При общей протяженности 800 км неасфальтовые дороги и тропы составили 266 км. Суммарный набор высоты составил 18650 метров. Поход соответствует пятой категории сложности по требованиям ФСТУ.
Район похода интересен с разных точек зрения. Прежде всего это красивые и очень разные горы, это множество исторических и природных памятников, это сравнительно удобное добирание к району похода, это близость языка и культуры местного населения, это сравнительно низкие цены на товары и услуги.