А вот и долгожданный отчет о нашем июльском велопутешествии в Польше с ребёнком. Читайте и комментируйте))…
PoLand Rower`14
Маршрут:
Калининград – (электричка) – Мамоново – Gronowo – Braniewo – Frombork – Krynica Morska – Stegna – Gdansk – Hel – Władysławowo – Lubiatowo – Łeba – (электричка) – Lębork – Chmielno – Wieżyca – Kościerzyna – Wdzydze – (авто) – Czersk – (электричка) – Tczew – Malbork – Elbląg – Frombork – Braniewo – Gronowo – Мамоново – (электричка) Калининград
На этот раз для своего путешествия мы выбрали страну Польшу. Почему?
1. Самое главное — хотелось свозить ребенка на море. Поскольку заграничные моря были нам не по карману в этот раз, а на нашем Черном море в июле слишком жарко, не то что на веле кататься, пешком тяжело перемещаться, к тому же поезд идет долго, а на самолете дорого, и то же самое касается и Крыма (туда только на самолете, наземным транспортом теперь сложно добираться, тем более с ребенком и таким количеством багажа), то наш взгляд упал на Балтийское побережье Польши. Там очень много курортов, чистое море и морской воздух, сосны и заповедники.
2. Самое простое и дешевое – доехать до Калининграда на поезде (стоит 2000 руб. в одну сторону на плацкарт), идет ровно 24 часа. С ребенком вполне реально. И нет такой жуткой жары. А потом на электричке в ближайший погранпереход Мамоново – Гроново.
3. Недорогое проживание, продукты и пр. Валюта Польши – злотый. (1 зл ~ 11,8 руб.). Цены на продукты почти такие же, как и в России, а проживание в кемпингах намного дешевле европейских (взять ту же Финляндию). Обычно стоимость человека в палатке равнялось 10-15 злотых (118-177 руб.), плюс еще палатка 8 злотых (95 руб.) Хоть на сайтах почти всех кемпингов и написано, что ребенок бесплатно до 3 лет, с нашего Тимоши ни разу деньги не взяли, а ему уже 3,4 года. Поэтому жилье нам вышло просто мега-дешево.
4. Большое количество веломаршрутов и велодорожек. Почти в каждом городке, даже поселке, есть велодорожка.
5. Очень хотелось побывать в городе Гданьске. Мы 4,5 года прожили на ул. Гданьской и знали, что этот город – побратим города Ленинграда.
6. Для путешествия мы выбрали регион – Поморское воеводство. Здесь нет высоких гор и холмов, у моря – все ровно, чуть вглубь материка появляются холмики, но они не сложны даже для велосипедистов с низким уровнем физподготовки.
Участники:
Ольга (olga_snowflake, она же автор отчета), Артём (r-toym), Тимошка (3 г.), Мария (М.Ю.), Ольга К.
Итак, старт и финиш у нас в Калининграде.
P.S. Очень хотелось посетить Куршскую косу – уникальное место в 25 км от Калининграда. Но к сожалению, планируя маршрут, мы поняли, что времени на нее никак не остается. 2 недели – это нам только-только хватает на Польшу. К тому же по карте Коса от Калининграда – направо, Польша – налево. Ну совсем не по пути. Поэтому решаем ее оставить до следующего похода по Прибалтике.
P.P.S. Почти все фото (открываются в большом размере) — Артёма.
P.P.P.S. Красным цветом выделены комментарии Артёма
1 день. 28.06.14.
Приезд на поезде в Калининград. Выгружаемся из поезда с нашими баулами. На перроне к нам подошел заинтересовавшийся работник вокзала, расспрашивал о нашем путешествии и заодно помогал собирать велосипеды, за что мы ему сказали большое спасибо))
Здесь значительно теплее, чем в Питере. Наконец-то выезжаем из вокзала и двигаемся в сторону нашего хостела «Education». Хостел находится на 4м этаже Института повышения квалификации)) Место уютное, чистое, довольно бюджетное — нам очень понравилось. Вечером идем в ближайший магазин и готовим ужин.
2 день. 29.06.14.
Калининград – (электричка) – Мамоново – Gronowo – Braniewo – Frombork – Krynica-Morska – Stegna
Сегодня ранний подъем – нужно успеть на электричку на 8.50 в Мамоново. Готовим завтрак, собираемся и выезжаем. Погодка испортилась, похолодало, небо затянуто тучами.
На вокзал приезжаем заранее, в электричку загружаемся без проблем. Здесь мы знакомимся с велотуристкой Ларисой, лет 45. Она расспрашивает про наш маршрут, и выясняется, что ей с нами по пути! Ей так же нужно во Фромборк, и далее в Эльблонг, там встреча с группой. Значит, до Фромборка покатим вместе!
Пока едем в электричке рассказываем друг другу о своих велопутешествиях и о жизни в целом. Через час выгружаемся в Мамоново и сразу двигаемся в сторону границы, до нее пара километров. Иногда начинает моросить дождик, но в целом тепло. Границу проходим довольно быстро. Пограничники интересуются, куда мы едем, отвечаем, что в Гданьск. На границе Поляк собрал все паспорта и ушел в свою будку. Потом подзывал каждого по отдельно сти к окну и выдавал паспорта. И только мы собрались ехать, как нас попросили ко второму окну для осуществления какого-то таможенного контроля))…
Первый польский поселок – Гроново. Там Лариса меняет деньги на польские злотые (мы меняли еще в Петербурге) и едем далее по шоссе, любуемся полями и аистами. В Бранево делаем остановку – перекус и осмотр костела. Очень нас радуют велодорожки!
Так неспеша доезжаем и до Фромборка.
Фромборк состоит из двух частей — собственно города, расположенного на прибрежной низменности, и соборного ансамбля, расположенного на холме. «Ныне Фромборк в первую очередь известен как город, где наиболее плодотворную часть своей жизни провёл Николай Коперник. Он был каноником фромборгского собора и жил во Фромборке с 1510 года и до своей смерти в 1543 году. В одной из башен стены, окружающей собор, он оборудовал обсерваторию, библиотеку и помещение для хранения астрономических инструментов» (взято из Википедии).
Здесь мы довольно долго бродим сначала по башне, забираемся на самый верх, потом в соборе, слушаем несколько произведений на оргАне. Акустика фантастическая! После чего прощаемся с Ларисой – ей нужно в Эльблонг, до него здесь недалеко, около 35 км.
После обеда садимся на кораблик до курорта Крыница Морска. (сайте парома с расписание здесь). Полтора часа и мы на месте. На пароме познакомились с немецкой велотуристкой. Она в одиночку совершает поездку из Риги в Испанию.
Хмурое небо нас совсем не радует. Едем по национальному веломаршруту, но он ведёт нас по заросшей дорожке, где с тяжелыми сумками и ребенком в кресле ехать не очень удобно, поэтому выбираемся на шоссе, оно узкое, машин в этот день было много, видимо, воскресенье – все возвращаются с курортов домой. Но нас вежливо объезжают. Вскоре начинается дождик, переходящий в настоящий ливень! Достаем дождевую одежду, Тимошку вместе с креслом накрываем дождевиком от обычной коляски – вот кого уж точно не замочит!
Пережидаем самый сильный ливень и потом едем дальше. По пути я замечаю, что у меня странным образом заднее крыло постоянно цепляется за колесо, хотя перед походом все было в порядке. Я останавливаюсь и обнаруживаю, что у меня сломан багажник! Стойка, которая крепится внизу у колеса, отломана сразу над крепящим болтом! Почуяв неладное, через 15 минут за мной возвращается Тёма, кое-как приделываем крыло и через 8 км доезжаем до запланированного кемпинга в пос. Стегна (Stegna). Погодка мрачная, настроение тоже не радужное, ставим палатку, и начинается легкий дождик, а все столики и лавочки около нас без навеса! Пришлось ужинать стоя в кухне :((
Пробег 57 км.
3 день. 30.06.14
Stegna – Gdansk
Это наш завтрак в кемпинге
Утром дождя не было – уже хорошо! Даже палатка просохла полностью. Но на улице прохладно, опять едем в кофтах. Сегодня первая половина пути проходит по лесным дорожкам, очень приятно по ним ехать! К тому же обнаруживаем, что поспела черника! Пару раз останавливаемся на перекус. Я еду очень осторожно, стараясь не наезжать на крупные камни и глубокие ямы – и все равно мой багажник, задевая за колесо, издает ужасающие звуки.
Встречаем вот такое место для стоянки, в нете существует карта этих стоянок.
Палатку именнно здесь ставить нельзя (в правилах указано).
Не спеша доезжаем до переправы через Вислу. Паромчик небольшой, стоит 5 злотых вместе с велосипедом. После него движемся в сторону заповедника Птичий рай. По дороге решаем сделать небольшую остановку на пляже. Выходим на берег и видим польское семейство, самозабвенно копающееся в песке. Тут я вспоминаю, что перед поездкой читала, как после шторма на берег выбрасывается много янтаря! И мы тоже включаемся в поиски этого красивого камушка. Набираем себе по горсточке!
Вскоре доезжаем и до Птичьего рая, смотрим карту и решаем для начала забраться на вышку для наблюдения за птицами. Кстати, по заповеднику проложены пешие и велосипедные маршруты. Дорожки в лесном массиве завораживают!!!
Далее приезжаем к каменной дамбе, построенной еще в XIX в, отделяющей озеро Птичий рай от реки Вислы. В длину она около 500 м, в ширину – метра полтора! Тимофей почти полностью прошел ее в одну сторону, а идти там непросто – камни неровные и довольно крупные! После дамбы мы выходим на берег моря, заросший низкими кустами облепихи. В этом месте берег каменистый, и небольшой мыс до самого маяка уложен волнорезами. Делаем пару фотографий и двигаемся назад.
Дальше катим по тихой дороге через промышленный район Гданьска, виды не особо живописные, зато мы срезаем приличный крюк по шоссе. На обочине шоссе стоял дорожный знак с изображением велосипедиста, снимающего шляпу в знак благодарности автомобилю, объезжающему его на расстоянии 1 м. Жаль не сфоткал( не удобно было останавливаться. Въехав в город, немного сбиваемся с маршрута, но потом замечаем ошибку и возвращаемся на трек и доезжаем до нашего кемпинга Stogi, который находится около самого моря, до пляжа пешком – 10 минут
Кемпинг нам понравился, есть кухня, душ/туалет, дет. площадка и небольшое кафе.
Ужинать мы, кстати, ходили в соседний кемпинг, так как там кафе работало до поздней ночи, а наше только до 8 вечера.
На следующий день мы думали до ехать до центра Гданьска на трамвае, идущем от нашего кемпинга, и там погулять пешочком, но трамвайные пути были в ремонте.
Пробег 55 км.
4 день. 01.07.14.
Сегодня у нас дневка – прогулка по Гданьску и окрестностям. Но у нас с Тёмой есть еще одна важная задача – купить багажник! После завтрака выезжаем в центр города. Немного пофотографировав красивый старый город, доезжаем до информационного центра, где узнаем, где есть веломагазины и берем карту города. В первом веломагазине мы обнаруживаем багажник только под обычные тормоза, для дисковых ничего не подходит. Продавец советует съездить в другой магазин, до него 20 минут езды. Решаем разделиться: Оля и Маша идут смотреть старый город, а мы с Тёмой и Тимошкой едем за багажником. Приезжаем в следующий магазин, и там опять та же картина – нет багажников для велосипеда с дисковыми тормозами. Я начинаю расстраиваться… Но тут Тёма с дедулей-продавцом решают, что можно прикрепить багажник с помощью хомутов. Продавец радостно сообщает, что все необходимые детали у него есть и сейчас все сделаем! В общем, через полчаса мой велосипед выезжает из магазина с новым багажничком! УРА! Хочу сказать, что до конца похода про багажник мы больше не вспоминали В знак благодарности мы подарили дедушке, заранее припасенный для такого случая, магнитик с изображением Питера)
Возвращаемся обратно в город, находим Олю с Машей, обедаем и далее осматриваем город.
Хотим посетить городскую ратушу и залезть на самый верх, но она работает только до 16.00. Обидно. Но, покатавшись по городу, мы обнаруживаем еще одну башню, Св. Катерины, в ней еще расположен музей часов, и – ура, мы на самом верху любуемся видом города с высоты птичьего полета. Хочу сказать, наш Тимоша очень любит забираться на всякого рода башни, маяки и пр. Особенно идти наверх по винтовой лестнице, требуя, чтобы его пропустили вперед
Наши велосипеды ждут нас на привязи внизу и охраняются любезным мужчиной-зазывалой, который и спровоцировал нас на поход в башню))
А в это время в городе начинается сильный ливень, который мы весь проходили в башне. Ну что за погода?! Вроде уже июль, пора бы и теплу быть!
После посещения башни гуляем по набережной, забредаем на улицу, где продается много изделий из янтаря, глаза у нас разбегаются! в общем, похудел наш кошелек еще на несколько десятков злотых
В кемпинг приезжаем уже под вечер и, несмотря на прохладу, едем на пляж. Пляжи огромные, пустынные, море не особо теплое пока что, да и откуда быть ему теплому, если днем то плюс 18.
Опять собираем янтарь! Эх, остаться бы тут на целый день, так можно насобирать целый пакетик. Возвращаемся в кемпинг, готов легкий ужин и спать. Вечером совсем прохладно, градусов 13! Но в палатке всегда было тепло, мы не мерзли.
Пробег 31 км.
5 день. 02.07.14.
Gdansk – Hel – Władysławowo
Выезжаем из кемпинга
Сегодня опять ранний подъем – надо успеть на паром в Хель в 8.30 (Расписание паромов на этом сайте). Завтракаем гречкой с молоком и несемся сломя голову в старый город, оттуда уходит наш кораблик. И по приезду, кстати, обнаруживаем неприятность – трап корабля очень узкий, велики с сумками не проходят! Кошмар! А как же коляски? Они тоже там не прошли бы…. В общем, кое-как загружаемся. Кроме нас на кораблике есть велосипедисты поляки, но они без сумок, так, налегке катаются.
Паром шел почти 2 часа (хотя по расписанию должен был полтора часа). За это время кто-то успел поспать, кто-то позагорать на палубе и попить чаю с шоколадом.
А в Хеле нас ждут серые тучи и ветер… ну что такое, так уже хочется тепла!
Для начала покупаем в магазинчике воду и легкий перекус и едем смотреть маяк. Маяк симпатичный, вход платный, около 6 злотых. Тимон как обычно залезает на маяк первым. Когда слезаем вниз, начинает накрапываеть дождик, переходящий в ливень, прячемся в кафешке.
После отправляемся в музей обороны прибрежья. Посмотрев уличную экспозицию двигаемся дальше по маршруту, а времени уже час дня!
Хельская коса – это просто уникальное место. Длиной 34 м, шириной 200 м, по ней проложены железная, авто- и велодороги! В общем, едем по велодорожке посреди соснового леса, иногда останавливаемся на черничные перекусы.
Вскоре приходит и время обеда, а Тимоша, как и подобает, укладывается поспать. Приходится заказать ему еду и аккуратно сложить в контейнер. После обеда замечаем, что коса значительно сужается и наша велодорожка выходит к морю и становится мощеной!. Кстати, Тимоша просыпается, и еда в контейнере оказывается с аппетитом съеденной.
Виды вокруг обалденные, в одном месте делаем остановку и выходим на пляж с белым песком и прозрачной водой. Даже захотелось здесь остаться, много предложений жилья и кемпингов. Но поход есть поход, да и погода не располагает к пляжному отдыху…
В этом месте много кайтеров и других любителей водных развлечений. Но для нас есть одна неприятность – сильный встречный ветер! Не удается разогнаться даже до 20 км/ч, и только когда кусты отделяют нас от моря, удается хоть немного набрать скорость. В общем, подъезжаем к материку, в городок Владиславово. Времени уже почти 6 часов. Решаем заехать в Лидл купить продуктов на ужин и пилить до ближайшего кемпинга, так как до запланированного места ночевки мы никак не доедем уже. В городе не упускаем возможность залезть на смотровую башню С нее открывается вид на Хельскую косу. Эх, еще бы повыше залезть!
Во Владиславово много кемпингов, мы заходим в два рядом стоящих и выбираем лучший из них. И действительно, это оказывается самый хороший кемпинг за всю поездку (кемпинг Lazurowe) – недорого, есть большая (!) детская площадка, кухня с посудой (!) (такого вообще еще не было), бесплатный душ, довольно большая территория. Вот только спуска к морю не было, кемпинг находится на крутом берегу, видимо, спуск где-то недалеко, так как людей по пляжу прогуливается достаточно. Но погода была не особо располагающая для водных процедур, да и времени как обычно уже было в обрез – расположиться, приготовить ужин да спать. Что в общем-то мы и сделали
В кемпинге познакомились с немецким дедушкой-велотуристом, который решил прокатиться немного по Европе и уже за 35 дней пути накрутил 2800 км) посетив Финляндию, Эстонию, Латвию и Польшу и едет домой (это мне рассказала Оля — мой переводчик))) Я попытался пообщаться с ним с моим знанием немецкого и понял, что он тоже изучал русский язык в школе, как я немецкий — аж целых пять лет))
Пройдено 33 км.
6 день. 03.07.14
Władysławowo – Lubiatowo – Łeba
Встаем рано утром – сегодня нам нужно нагнать то, что мы не успели проехать вчера, то есть доехать до Лебы (город-курорт, там находится Словиньский нац. парк). Завтракаем, собираемся и выезжаем из кемпинга. По началу едем по довольно оживленной дороге, по пути встречаются велотуристы с сумками, некоторые с детишками в прицепе, а некоторые с детишками на великах на сцепке. По дороге встречаем ларек со свежей выпечкой и затариваемся
Вскоре автодорога уходит налево, а мы продолжаем движение прямо, вдоль моря, по грунту и по лесу, здесь тоже проходит размеченный веломаршрут. В этот момент нас догоняет немецкий дедушка) Он тоже едет по Гринвэю, как и мы. Ехать очень приятно, свежий морской воздух, полное отсутствие машин. Через некоторое время делаем привал на пляже, но посидеть на нем долго не удается — сильный ветер просто сдувает тебя да и еще задувает песок в еду. Я нахожу местечко за небольшой дюной, там еще более менее сносно, можно посидеть и не быть сдутым. Тимоша очень радовался белому чистому песку, ковырялся в нём и копал ямки :))
Между тем местные идут на пляж, втыкают в песок палки, обмотанные плотным материалом, чтоб не дуло, и загорают себе в таких «загончиках». Между прочим специальное изделие, продается в магазине! А мы продолжаем путь. В поселке Любятово останавливаемся на обед. Здесь наконец-то соображаем, что можно покупать за 18-20 злотых большую тарелку еды: мясо в панировке (курица или свинина), картофель фри, и много салата: морковка, капуста, свекла… получается недорого и очень сытно! Под конец похода от картофеля фри мы заметно устаем, но я думаю, что можно было бы в ресторанах просить дать не фри, а обычную – пюре или вареную…
После обеда мы двигаемся в путь и замечаем, что небо скрылось в дымке и стало прохладнее. Вскоре наш веломаршрут Евровело10 превращается из дороги в грунтовую тропку по лесу, по берегу озера Сарбско, с корнями, крутыми холмиками и песком… Ну, может, для велосипедиста без сумок он и не представляет труда, но для нас это казалось нелегким испытанием. От напряжения потом у меня болели руки. И только Тёма был в восторге от этой дорожки! У меня даже была идея повторить этот маршрутик налегке на след. день)
На фото справа — самый хороший участок Фотографировать плохие — не было сил
Вскоре въезжаем в город Леба, и, кстати, что удивительно, времени еще не так много, около 6 вечера, а ведь мы проехали 70 км! Заселяемся в кемпинг Приморский. На самом деле в Лебе много кемпингов, они все у меня на карте отмечены и даже есть письменное описание каждого. Мы посмотрели только еще один рядом, но он нам не понравился совсем. До других уже не поехали, было лень и устали. Территория для палаток находится среди сосен, от моря идти – 10 минут, есть плитка с чайником и холодильник и навес со столиками. Покупаем еды на ужин, готовим и ложимся спать. Этот вечер был намного теплее всех предыдущих, и я подумала, что, видимо, дело-то к лету идет!
Пройдено 70 км.
7 день. 04.07.14
Утром высыпаемся, наконец-то! Сегодня по плану – посещение Словиньского национального парка. Интересен он своими огромными песчаными дюнами и чистым морем! от кемпинга до парка – 10 км. По пути вновь встречаем старую знакомую — немку велосипедистку. Она с нескрываемыми эмоциями описывает нам, как ей «понравилась» дорожка вдоль озера Сарбско))) ведь у нее слики. На велосипеде проезжаем их очень быстро. Вход платный, но недорогой. И кстати, сегодня наступило лето! Небо безоблачное и жарко! Одеваемся по-летнему и достаем купальники. Но вода в море еще не прогрелась, прохладная, но Тимон с удовольствием брызгался на берегу. Чтобы дойди до моря, сначала нужно преодолеть примерно километр по песчаным барханам (идти можно по низу, либо по верху, где более живописно, видно и море и озеро, которое отделено дюнами от моря). Чувствуешь себя как в пустыне – горячий песок и воздух, ветра почти нет. И вот уже виднеется море, ура! Оно чистое, голубовато-зеленое, песок мелкий, белый, вот только водичка была бы потеплее.
Загораем около 2 часов. Потом едем обратно в кемпинг, обедаем и решаем идти на пляж около нашего кемпинга. Народу там побольше и появился ветер, который мне и помешал окунуться в море, Оля с Артёмом сделали пару заплывов. Тимоха тоже не горел желанием купаться. Мы вырыли ему огромную яму, в которую он проваливался по грудь, чему и был несказанно рад!
В 8 часов девушки укатили на концерт в соборе, а мы отправились на пирс ловить закат. Закат удался! Как и концерт у Маши с Олей.
Позабавили деревянные старинные корабли, курсирующие к солнцу! Проплывая вдоль пирса экскурсовод с нескрываемым чувством юмора обсуждала всех проходящих по берегу, сидевших или просто отдыхающих! На ее реплики пассажиры корабля заливались смехом, а люди, на которых было обращено внимание махали рукой в знак приветствия)Накатали 26 км.
8 день. 05.07.14
Łeba – (электричка) – Lębork – Chmielno
Сегодня мы уезжаем от моря, что было немного обидно, так как наступали жаркие деньки… Но ничего, на материке нас жду красивые озера!
Утром садимся на электричку Леба – Лемборк. Едем всего 40 минут. Для велосипедов предусмотрены удобные крючки, а сама электричка напоминает большой автобус, поставленный на рельсы – рельсобус.Из Лемборка быстро выезжаем за город по веломаршруту. Дорожка наша идет по тенистому лесу, и ехать не так жарко, но зато появляются горки. На одной из таких мы встречаем местного дедушку-велосипедиста на легке. Он, оказывается, едет из Лемборка домой, наши пути совпадают, и он решает с нами прокатиться, заодно показав более короткую дорогу и менее оживленную, нежели ту, которую я прорисовала на навигаторе.
Мы едем и разговариваем – он на польском, я на русском – и все понятно! Дедуля очень интересный, рассказал, что раньше была железная дорога Лемборк – Картузы, но она уже давно не действует (хотя на новой карте в навигаторе по прежнему числится), кое-где еще остались рельсы, но почти все уже разобрали. Дорога была очень красивая, много мостов, горок… За разговорами доезжаем до старого арочного моста этой недействующей дороги. Мост красивый, залезаем на него, фотографируем. Узнаем, что дедулю зовут Владислав, и он очень любит путешествовать на велосипеде, но не с кем. Сказал, что было бы у него сегодня время, он и дальше с нами поехал бы. В городке Розлазино Владислав заворачивает к себе домой, а мы едем дальше по дороге, которую он нам показал. Действительно, машин на ней было очень мало, но горки встречались все равно, и некоторые показались мне слишком крутыми, особенно по такой жаре. В одном месте нам встречается целое поле ржи с васильками, фотографируемся в нем по очереди Вскоре подъезжаем к Кашубскому парку миниатюр и парку гигантов. Интересное оказалось местечко! Там же обедаем в кафешке, Тимошка с удовольствием лазает на детской горке.
Замечаем, что жара уже идет на убыль и ехать становится легче. Преодолев еще один крутой подъем, а потом скоростной спуск – въезжаем в небольшой город, где у нас на примете кемпинг Tamowa. К нашему сожалению, ни в этом кемпинге, ни в соседнем не оказалось кухни… Видимо, туристов здесь мало, в основном местные, которые приезжают на машинах или кемпинг-домах. К тому же еще и душ платный! И по качеству – ужасный. Вода еле теплая, льется кое-как… Хорошо, что есть озеро с прозрачной водой, где можно вдоволь насладиться водой)))) Ужинаем в кафе соседнего кемпинга.Пройдено 51,6 км
9 день. 06.07.14
Chmielno – Wieżyca – Kościerzyna – Wdzydze
Подъем был довольно ранний, но сборы долгими, поскольку у Маши на ноге обнаружился клещ. Через 15 минут клещ был победоносно извлечен и сожжен)
Сегодня опять жаркая погода, на небе ни облачка. Но пока что наша дорога идет в тени и прохладе. Первая достопримечательность сегодня – холм и смотровая башня Вежица. Но чтоб туда добраться, надо преодолеть довольно крутые подъемы. Вскоре подъезжаем к парковке, где и оставляем велосипеды. Но поскольку Тимоша уснул, Тёма поехал к башне с ним на велосипеде, оставив сумки у наших великов. С башни открывается чудный вид на окрестности. Высота башни где-то 350 м.н.у.м. Фотографируемся и спускаемся вниз.
Следующий пункт – дом вверх дном, самая длинная лавка и стол в мире (сделаны из одного спила огромного дерева). Потом уже дома я прочитала, что еще много интересного мы не посмотрели, так как на входе в этот центр не было ни карты, ни каких либо указателей.Дом снаружи выглядит интересно, а вот внутри как-то не очень. Мало мебели и прочих предметов интерьера. Единственное – как заходишь в дом, начинается легкое головокружение, к тому же пол дома имеет уклон, иногда такой сильный, что приходится держаться за веревки, предусмотрительно там натянутые! Потом мы смотрим на оленей в загончиках (кстати, рога у них бархатные), самую длину лавку и стол, съедаем по мороженому и двигаемся назад. Теперь наш путь лежит в город Кошчежина. Дорога сначала асфальтовая идет почти все время с горы, а потом сворачиваем на грунтовку, которая оказывается грейдером с крупными камнями, ехать по ней – катастрофа, скорость 15 км/ч. К тому же вокруг нас сгущаются грозовые тучи. Начинает сверкать то сбоку, то позади. Прошли между двух грозовых фронтов)) Попасть под ливень совсем не хочется. Но нам везет – не намокнув въезжаем в город, в котором уже, судя по лужам, была гроза. Как обычно останавливаемся на обед в ресторане на главной площади. Городок симпатичный, пока ждем еду – фотографируем.
После обеда закупаемся на ужин продуктами и по лесными дорожкам доезжаем до кемпинга Golun, в котором у меня был запланирован ночлег. Но в нем опять не оказывается кухни! Нам советуют кемпинг в 4 км отсюда, там якобы есть кухня. Крутим туда, а там опять облом – нет кухни. Ну что делать, у нас есть газ, один котелок и горелка, сготовить пару раз нам хватит. Здесь же опять платный душ, но народу мало, мест для палаток много, к тому же есть столики и скамейки. Детскую площадку так и не нашли, но зато в кемпинге есть своя смотровая башня, бесплатная) В добавков, кемпинг на берегу озера, и есть напрокат катамараны и каяки. Тимоша просто влюбился в катамаран – он сделан в виде красной машинки с колесиками и фарами. В общем – загляденье. Обещали на нем покататься Я предлагаю сделать здесь дневку – погода жаркая, самое то купаться и отдыхать. Но Оле с Тёмой хочется сделать дневку в Мальборке, чтобы успеть посмотреть замки.
Вроде как решаем завтра ехать в Мальборк, но обстоятельства складываются по-другому.
Пройдено 63 км.
10 день. 07.07.14
Утром ранний подъем. Оля уже сварила кашу, и тут Маша сообщает нам, что ночью у нее была высокая температура, которая держится и сейчас. Самочувствие у нее совсем неважное, полночи она не спала. Я решаю остаться здесь еще на день, может, Маша оклемается, и завтра мы продолжим путешествие.
Сегодня опять жарко, минусом кемпинга является почти полное отсутствие деревьев, только низкие кустики, от солнца некуда спрятаться, и в палатке очень жарко! Маша ложится в тень от кустов на пенку. А мы после завтрака берем катамаран и едем кататься по озерам. Вода теплая, непрозрачная, а имеет какой-то светло-зеленый цвет, но при этом не цветет.Вдоволь купаемся прямо с катамарана и пару раз вылезаем на берег. Плаваем почти 2 часа. После сдаем катамаран и едем в Кашубский этнографический музей. Как выясняется, у них сегодня что-то типа «санитарного дня», когда во всех помещения и домиках на территории музея проводится уборка. Поэтому вход бесплатный, но внутрь домиков и на мельницу зайти нельзя. Музей интересный, но печет страшно, Тимоша быстро устает. Может, можно бы было покататься по территории на великах, а не бродить пешком, но мы про это не узнали. Забор из палок После едем обедать, затем катаемся немного на великах по окрестностям. Маша по-прежнему чувствует себя неважно, ничего не ест. Похоже, какая-то инфекция кишечная. Нужно ехать в крупный город в аптеку, купить энтерофурил, здесь мы аптеку не нашли.
11 день. 08.07.14.
Wdzydze – (авто) – Czersk – (электричка) – Tczew – Malbork
Утром просыпаемся в 7 часов, начинаем собираться и тут начинается дождь, переходящий временами в ливень! Кашу готовит Оля в машиной палатке. Маша по-прежнему нездорова, есть не хочет. А мы с Тёмой обнаруживаем неприятность – наша палатка стала протекать по молнии внешнего тента. Капли капают на внутренний тент и вовнутрь палатки… (ей уже 7 лет и далеко не щедащий режим эксплуатации)) В общем, завтракаем и собираемся под шум дождя. Я решаю пойти на ресепшен и заказать машину для Маши, так как доехать сама на веле до Черска (30 км) она точно не сможет. Оказывается, вся машина стоит 50 злотых (примерно 600 руб.), и от количества человек не зависит. Посмотрев на ливень и серые тучи, решаю, что мы все едем на машине до Черска, где мы должны будем сесть на электричку до Тчева.
Представители кемпинга с любезностью предоставили нам микроавтобус со специальным прицепом для велосипедов.
Доезжаем довольно быстро, в Черске дождя уже нет. По приезду Маша обнаруживает потерю очков, а Тёма – крепления зеркала на шлем.
Садимся в электричку и приезжаем в Тчев. Здесь мы разделяемся – сажаем Машу в электричку до Мальборка, а мы сами едем туда на велосипедах, 25 км. Дорога прямая как стол, никаких горок – но один минус – сильнейший встречный ветер, просто кошмар. Как достал этот ветер! Куда бы мы не ехали, почти всегда у нас встречный ветер, фантастика просто! На улице 33 градуса (на термометре вокзала Тчева), поэтому кажется, что на тебя дует раскаленный воздух из печки.
Тчев знаменит своими двумя железнодорожными мостами через Вислу – это не только символы этого города, но и уникальные памятники. Ведь их проектировщики были одними из первых, кто использовал новаторские по тем временам стальные конструкции.Еще по пути смотрим старинный костел да огромные поля с рожью и ветряками. В Мальборке двигаемся на вокзал, забираем Машу и потом уже в запланированный кемпинг. По пути туда два раза проезжаем мимо грандиозного замка.
В кемпинге опять же нет кухни и, вообще, их всего два в Мальборке, второй еще «круче» — поле около оживленной дороги, без деревьев и забора. И только маленький домик, где туалет и душ (тоже платный).Меня пугают черные тучи, спать в мокрой палатке с ребенком нет никакого желания. В общем, я решаю остановиться в 4-местном номере в гостинице, которая находится на территории кемпинга, стоит он всего на 10 злотых дороже, чем место в палатке!!! Первым делом просушиваем мокрую насквозь палатку, потом еще некоторые вещи. Номер неплохой, 4 кровати, стол, стул, шкаф, тумбочки. Туалет/душ – один на два номер, но в соседнем номере никого не было, поэтому можно сказать, что у нас был личный душ и туалет. Маша все еще болеет, но уже начала принимать лекарство, которые мы с ней купили в аптеке на вокзале.
Пока располагаемся, пока обедаем – вход в знаменитый Мальборкский замок закрывается, мы могли походить только по территории вокруг. Билет стоит совсем недешево – почти 40 злотых (около 500 руб.).
Катаемся по городу и возвращаемся в кемпинг-гостиницу. Городок небольшой, но уютный и красивый. Замок, конечно, впечатляет, хочется попасть вовнутрь и побродить там. Завтра – дневка. 12 день. 09.07.14.
Сегодня у нас шведский завтрак в кемпинге, стоит недорого, а наесться можно от пуза
После завтрака мы разделяемся – Оля и Тёма едут в радиальную покатушку Мальборк – Квидзын – Гнев – Штум – Мальборк, я с Тимошей пойдем в детский городок, потом в замок, а потом может даже успеем на элке в Гданьск на море съездить. А Маша смотрит по состоянию. Но сегодня ей получше.
Итак, полазав в детском городке около часа, мы с Тимошей едем на велосипеде в Мальборкский замок, Тимоше вход бесплатный. Можно было бы и экскурсию на русском языке подождать, но думаю, с Тимошей экскурсии бесполезны (так оно в общем то и вышло). Внутри замка очень интересно, много разных комнат, куда можно зайти, посмотреть, подвесной мост над осушенным рвом, башня, на которую мы залезли, древняя часовня и храм…. В общем, за 2 часа мы умотались полностью. Но Тимоша молодец, все прошел сам, и даже до парковки велосипедов дошел. Но внутри замка он меня постоянно тянул вперед, в залах ему было не особо интересно, так что хорошо, что не стали ждать русского гида. Только обидно, что фотоаппараты забрали Оля и Тёма, а нам не оставили, пришлось фотографировать на телефон…. :(((
Обедать поехали опять же в кафе нашего кемпинга, где Тимоха благополучно уснул на стульях, а я поела, собрала его еду в контейнер и хотела было переложить его в велокресло, но он проснулся и больше спать уже не захотел. Кстати, обедали мы вместе с Машей, которая уже оклемалась и решила поехать с нами в Гданьск на электричке на море. По моим расчетам электричка должна идти около часа, не больше. В кассе на ж.д. вокзале кассир никак не могла понять нас, а мы хотели узнать длительность поездки… В общем, решаем ехать на свой страх и риск. Пока ждали электричку, успели сходить на почту, купить марок и отправить открытки. К сожалению, электричка оказалась очень медленной, шла она 1 час 20 минут… В Гданьск мы приехали в 7 вечера только… До пляжа 8 км, ветер как всегда в лицо. Приезжаем туда почти в полвосьмого, покупаем гофры с вареньем и тусим на море около 25 минут.
Я понимаю, что искупаться на море мне не удастся, хоть вода и теплая. Сегодня шторм и волны просто гигантские! К тому же хочу сказать, что если в Мальборке была настоящая жарища, за 30 градусов, то тут, в Гданьске, совсем и не жарко, где-то около 22 градусов и с моря дует прохладный ветер, а на пляже он довольно сильный, а теплую кофту я не взяла, выйду с моря и буду дрожать до самой электрички. В общем полюбовались мы на бушующее море и поехали обратно, дабы успеть на электричку в 20.46. И как оказалось не зря мы так спешили, она оказалась экспрессом и довезла нас до Мальборка за 45 минут!
Ниже фото Артёма и Оли с радиальной покатушки:Оля и Тёма уже были в номере и ждали нас. Потом полвечера мы делились впечатлениями о проведенном дне. У ребят получился очень внушительный километраж – 80 км. И этого из-за того, что, обозначенный на всех картах паром, в этом году отменен! И ребятам пришлось делать лишний крюк в 20 км!
Приехав на комфортабельной электричке в Квидзын, мы осмотрели и пофоткали достопримечательности и покатили по маршруту в сторону Гнева. Дорога асфальтовая. Погода — изЮмительная!) Переправляемся через реку по новому мосту платной автострады — сбоку велодорожка (бесплатна)!
Приехав в Гнев, мы осматриваем крепость — очень красивая! Хотели с Олей пообедать, но посмотрев на маршрут и часы решаем поесть уже в Штуме, до которого по нашим подсчетам осталось не очень далеко… А легкий перекус можно и по пути устроить.
Покидаем Гнев и крутим в сторону реки к переправе. На берегу нас ждет разочерование — паромной переправы нет!(… Смотрим, как спасатели грузят свой катер в прицеп. Я подошел спросил могут ли они нас перевезти, но они нам отказали. Объяснили, что паром не ходит больше, так как построили автостраду с мостом.
Вдруг внезапно начинается ливень из крохотной тучки!)) спасительный душ))
Приходится возвращаться назад… В итоге — лишние 20 км.
Едем по асфальтовой дороге по противоположному берегу, но реки не видно, так как вдоль всего берега сделана насыпь. Ветер как всегда встречный)) Поселки переходят из одного в другой практически без разделения.
Доезжаем до Штума. На компьютере 80 км. А я планировал доехать до Мальборка (еще 20 км) своим ходом. Находим пиццерию и обедаем от пуза!)) После обеда осматриваем замок и едем на вокзал. Желание ехать в Мальборк своим ходом после сытного обеда улетучилось куда-то))) Пока ждали поезд, пообщались с милой польской старушкой-художницей. Она возвращалась с пленэра. Мы говорили на русском, она на польском — но поняли друг друга)). В этот раз электричка была не приспособлена для провозки великов (как большинство наших), но все же мы разместились комфортно в почти постом вагоне.
Приехав в гостиницу мы не обнаружили наших девчонок. Надо было мне наверное все же ехать своим ходом)…
13 день. 10.07.14
Malbork – Elbląg – Frombork – Braniewo – Gronowo – Мамоново – (электричка) Калининград
Эх, сегодня последний день в Польше. Утром выезжаем рано, без завтрака, чтобы успеть на электричку в 8.20, идущую в Эльблонг. Приезжаем на вокзал, и тут я вижу, что в расписании эта электричка помечена красным, значит, по выходным дням! А сегодня будний!!! Я в растерянности подхожу к кассе и узнаю, что эта электричка все же идет сегодня! Но это экспресс, стоить будет дороже. Нам все равно – нам нужно ехать в Эльблонг именно на 8.20, иначе мы потом не успеем проехать 60 км до электрички из Мамоново в Калининград!
При покупке выясняется – нет мест для велосипедов, поэтому билеты нам не продают! Несмотря на это, мы идем на перрон, и, когда подходит экспресс, пытаемся в него сесть. Кроме нас еще 4 поляков-велосипедистов. И хоть у них и есть билет на поезд и на велосипед, им тоже некуда пристроиться. Узнав, что мы только до Эльблонга (то есть выходим на следующей остановке), проводники разрешают таки нам залезть в тамбур и стоять в проходе в месте с сумками УРА! Мы едем! Поляков тоже кое-как запихнули в один из вагонов. Проводники берут с нас деньги без билетов и стоит это дешевле, чем должно быть. Сами они тоже жалуются, что во всем поезде всего 3 (!) места для велосипеда, что создает большие неудобства, т.к. желающих ехать с велосипедом намного больше.
Ехать всего 25 минут. Вскоре мы уже стоим на платформе Эльблонга. Сегодня все также жарко. И встречный ветер тут как тут! Едем в центр города, где находим кафе для завтрака. Здесь мне не понравилось – еды мало, а стоит дорого. Но другие кафе еще закрыты: на часах еще нет 10 часов утра.Поев и закупившись продуктами, отправляемся в путь в сторону границы с Россией, в тот самый город Фромборк, в который мы приехали в первый день путешествия. Дорога по-началу прямая, как стол, машин мало, ехать комфортно, но мешает ветер… А затем появляются почти горные серпантины. В одном из поселков останавливаемся на перекус, просим местных налить воды (она показалась мне невкусной). В общем, неспеша, наслаждаясь хорошей дорогой и видами, докатываемся до Фромборка, вон он тот самый собор и памятник Копернику! Круг замкнулся!Тут мы вспоминаем, что время то в России на час вперед, значит, до электрички осталось не так уж и много времени. Обедаем и отправляемся через Браниево и Гроново на границу. Ветер к тому времени совсем обнаглел и дул так, что мне казалось, будто прикладывая ВСЕ усилия, я почти стою на месте! Вот и надул он тучу, которая разразилась ливнем в 100 метрах от границы!Аист на дороге
А потом ветерок стих, и солнышко вышло! Границу мы прошли не очень быстро, почти час в общей сложности. Особенно долго нас мурыжили на польской. Забрали паспорта и ушли – и тишина… Ну ладно, главное, на вокзал в Мамоново мы приехали за 30 минут до отхода электрички. Когда таможенники обратились к нам по-русски, я даже удивилась, что не по-польски, уже привыкла к чужому языку. С вокзала я позвонила в тоже самый хостел в Калининграде и забронировала на 2 ночи 4-местный номер.
Проводники стали расспрашивать нас о нашем путешествии и удивились, что Тимоша тоже с нами весь путь проделал)
В Калининграде мы уже привычным путем доезжаем до хостела, располагаемся, готовим ужин и заваливаемся спать. Все же, этот хостел намного уютнее Мальборкского отеля!
Пройдено 66 км.
14 день. 11.07.14.
А сегодня у нас дневка. Высыпаемся, завтракаем и едем гулять по городу. Сегодня погода кардинально отличается от вчерашней, похолодало до 15-17 градусов, низкое серое небо… Одеваемся потеплее.
Маршрут по городу я еще заранее нарисовала дома, поэтому едем по нему и фотографируем. Посещаем все основные достопримечательности Калининграда, заходим в музей янтаря, покупаем сувенирчики и украшения. Сколько там всего интересного! Глаза просто разбегаются!Обедаем в ЦПКиО, Тимошка лазает там по детским площадкам и доволен как слон.
К вечеру добираемся до острова Канта, Главного собора и Рыбной деревни. Здесь очень мило, видим много свадеб и замочков на мостах. Делаем заключительно совместное фото Вечером нужно купить продуктов не только на ужин, но еще и на день пути в поезд. Поэтому вечер у меня проходит у плиты
В целом, Калининград показался мне красивым, но неухоженным городом, такое чувство, что основные туристические достопримечательности более –менее приведены в порядок, а вот остальное… Ужасно разбитый асфальт на тротуарах, отсутствие пониженных поребриков даже на пешеходных переходах, слишком много машин для такого небольшого городка… Ну про велоинфраструктуру просто умолчу. Ее и в помине нет. Видели велопарковки только у ж.д. вокзала и музея янтаря и одна велодорожка длиной около 3х км в парке.
15 день. 12.07.
Здесь особо описывать нечего, все стандартно: приехали на вокзал, разобрали велосипеды, упаковали, загрузили и поехали домой!
ВСЁ. Поход закончен!
Итого пройдено 600 км (Оля и Маша минус 80 км).
ВЫВОДЫ
В заключение хочу сказать, что Польша мне очень понравилась для отдыха с ребенком на велосипеде: хорошая велоинфраструктура, схожесть языков (только сложно со чтением слов, советую всем, кто туда собирается путешествовать самостоятельно, научиться правильно читать их мудреные буквосочетания (я почти осилила!), плюс полезно изучить несколько обиходных выражений для объяснения в кафе, на вокзале и пр.), дешевизна продуктов и проживания, чистое море, возможность насобирать янтаря на берегу, отсутствие толп иностранных туристов, да и русских мы видели только один раз в Гданьске). Пиво очень вкусное!)