Велосипедное путешествие через Чехию и Австрию. Около 1000 километров на велосипеде, размеченные маршруты, природные и архитектурные знаковые места. Велосипедная инфраструктура Европы изнутри. Или как путешествовать с удовольствием и комфортом.
Добиралово
Туда летел на прямом рейсе Минск-Прага, с велосипедом, разобранным и сданным в багаж
Обратно путь был немного тернистее, а именно:
Брно — Краков — автобус
Краков — Сокулка — электричка
Сокулка — Гродно — велосипед
Гродно — Минск — поезд.
Долгий обратный путь был связан прежде всего с тем, что, летел бы я обратно самолётом, велосипед надо было так же тщательно упаковать и защитить от повреждений. Что, в полевых условиях, показалось мне слишком тяжелым.
Питание
Готовил я на своей мини-газовой горелке, которую удачно испробовал в Польше год назад(Вело Польша #1. В Белосток через Беловежскую пущу), Обычно, это гарнир, сваренный в кастрюльке, и какая-нибудь консерва или нарезка из супермаркета.
В качестве энергетической подпитки брал с собой изотоник в виде растворимых таблеток. Часто бывало, что на жаре и после нескольких десятков километров вода заходила тяжело, и тогда на помощь приходил изотоник. И обычная кола.
В обед, когда готовить лень, да и хочется чего-то мотивирующего, или хотя бы калорийного, останавливался в кафешках. Будь то хорошее кафе в австрийском стиле, пиццерия, бургер кинг или кебабная. Желудок велосипедиста усвоит все калории.
Кстати, на Дунайской велодорожке довольно часто встречаются кафе для велосипедистов, где можно хорошенько отобедать. На стоянке уже припарковано несколько десятков велосипедов, а мужчины и женщины в обтягивающих одеждах терпеливо ожидают свою пасту.
Ночлег
Ночевал, в основном, в кемпингах. Благо, в Чехии и Австрии с этим всё отлично, сеть кемпингов очень развита. За 5-10 евро можно будет поставить палатку, принять тёплый душ, подзарядить все гаджеты, поужинать в кафе, а иногда даже и воспользоваться стиральной машиной. И, может даже,пообщаться с такими же путешественниками.
Достопримечательности
Как уже стало понятно из названий статей, это обилие замков. Средневековых, готических, барокко и много других слов из википедии. Каждый найдет себе архитектурный стиль по вкусу.
Природа. Холмистый рельеф, о котором было и будет сказано немало слов, леса, виноградники, озёра, могучие Влтава и Дунай. Как одна из ярких природных локаций — место, где Дунай делает разворот на 360 градусов. Кстати, на Влтаве было похожее место.
Если мало, то в список можно добавить множество небольших городков, шедших калейдоскопом на моём пути. Уютные, ухоженные и тихие.
И многое другое. Как говорится, и тамада хороший, и конкурсы интересные.
Люди
В такого рода путешествиях всегда очень много общения. Особенно, когда это соло трип. Нельзя просто закрыться в своей ракушке, пересечения с другими велосипедистами неизбежно. Простое приветствие, обсуждение веломаршрутов, или даже беседа в чешском кемпинге с пьяным немцем, который пытался понять, почему я отправился в путешествие один и на велосипеде. Все очень открыты, доброжелательно настроены, и всегда подскажут в сложной ситуации.
Также, здесь наконец можно почувствовать себя в своей тарелке, среди таких же путешественников.
Первая часть моего соло путешествия на велосипеде по Чехии и Австрии. Старт из Праги, замки Карлштейна, Орлик, Глубока над Влтавой, а также чешские холмы и величественная Влтава.
Это путешествие я бы назвал своим главным велосипедным приключением на данный момент. Около тысячи километров по дорогам Чехии, Австрии и немного по территории Германии, и всё это за 12 дней с учётом дороги. Мои поездки по Эстонии и Польше, а также многочисленные короткие вылазки по родной Беларуси, все они, хотели они того или нет, вели меня сюда, в Пражский аэропорт, откуда всё и началось.
Не буду долго тянуть с вступительной частью, а лучше отдельно еще раз напишу про технические и ментальные нюансы путешествия.
День первый
Итак. Вылетал авиакомпанией Белавиа прямым рейсом из Минска в Прагу. Велосипед перевозился в ненужной коробке из веломагазина, предварительно разобран и укреплен в проблемных местах, насколько это возможно сделать в домашних и криворуких условиях.
Если подумать, что было самое страшное перед путешествием, это вовсе не ожидание неизвестности и немой вопрос, что я буду делать один в этих странах. Самое пугающее для меня — заболеть накануне вылета, шанс повредить велосипед после перелета, или даже сломать важную деталь при его сборке.
К счастью, мой бро долетел в целости и сохранности, получив только пару царапин из-за моих не слишком грациозных навыков упаковки. К слову, сбор велосипеда занял у меня 1.5 часа.
велопоход Чехия
Велосипед после перелета
Всё, теперь можно выезжать. Когда я стоял в углу аэропорта с насосом в руке, я целиком был поглощен сборкой велосипеда. Но теперь стал, наконец-то, понимать, насколько всё реально, и что велопутешествие начинается и набирает свои обороты с каждым переключением цепи на более высокую передачу.
Через пару-тройку километров заскочил в супермаркет Sestka, чтобы купить газ в горелку. Провоз газа в ручной клади и в регистрируемом багаже запрещен, поэтому газ приходится покупать на месте. Благо, здесь расположен туристический магазин Rock Point. По стоимости вышло около 260 крон(~10 евро).
Я решил не заезжать в саму Прагу, так как я там уже был, и понимал, что проезд через город, и особенно туристический центр, займет и так немало времени. А если еще и учитывать то, что выехал я из аэропорта около 15.00, времени до вечера было не так и много. Да и Прага больше подходит для романтических неспешных прогулок, чем для пересечения ее в рамках велопохода. Кстати, недалеко от супермаркета можно сразу выехать на велодорожку, обогнуть аэропорт и по касательной отдаляться от столицы Чехии
Велодорожка закончилась, но дорога была с небольшим трафиком, и позволяла двигаться в своем комфортном темпе.
Холмистый рельеф Чехии уже в первый день начал показывать свой характер и тренировать мою выносливость. Самые тяжелые подъемы были еще впереди, но и в этот день пришлось разок тянуть велосипед на себе в гору
В паре десятков километров от Праги находится достаточно любопытное место, называемое Великая Америка. Затопленный карьер, который не смотря на свою заброшенность, привлекает очень много людей. На фото даже можно рассмотреть дикий кемпинг с палатками и авто.
В нескольких километрах находятся и другие карьеры с такими же географически-ориентированными названиями, как, Малая Америка или Мексика, но время не позволяло это уже сделать.
Следующая остановка — замок Карлштейн. Средневековый замок XIV века, возвышающийся на скале и являющийся одним из самых популярных в Чехии. Я же приехал после 6ти вечера, поэтому никакого наплыва туристов не заметил, к тому же, еще и многие кафе успели закрыться. Место для вечерней трапезы пришлось немного поискать.
Стены замка окружены холмами, густо поросшими лесом.
Далее велодорожка уверенно вела до кемпинга, перескакивая с одного берега реки на другой, пока, наконец, не достигла острова и одноименного кемпинга Ostrov.
К моему удивлению, три из четырех чешских кемпингов имели одну особенность, связанную с душевой комнатой. А именно, душ дозированный, и стоит 20 крон(1 евро) за 3 минуты. После жаркого велосипедного дня мне было не жалко заплатить и больше, но из-за особенностей душа, следующие три минуты либо были доступны только минут через 5, либо включались в случайно выбранной адской машиной кабинке.
Также, при кемпинге может находиться кафе, или даже несколько. И если в это время показывают футбол, то голоса пьяных чехов могут до ночи разноситься по всему кемпингу.
Пробег за день: 45 км
Стоимость кемпинга: 110 крон(~4.5 евро)
День второй
Жаркое солнце не позволило долго лежать в палатке и выгнало наружу. Завтрак на горелке, сборы, короткая беседа с немцем-велосипедистом про то, кто куда держит путь, и уже можно выезжать.
Начало этого дня заполнилось небольшим, но сложным перевалом, особенно для белоруса, привыкшего к равнинам. Дорога постоянно петляла среди леса, машины редко осмеливались обгонять из-за слишком ограниченного обзора дороги, а моя скорость и вовсе, была, порою, около 5 км/ч. Зато когда перевал был пройден, оставалось только притормаживать на спусках, чтобы вовремя реагировать на резкие повороты
Дорога вывела к городку Мнишек-под-Брди (Mníšek pod Brdy). Ну и, конечно же, к средневековому замку. Ведь это Чехия
Вкратце про веломаршруты и их разметку в Чехии может сказать следующая фотография
Через десяток километров очередной замок в городе Добржиш (Dobříš), на этот раз XVIII века. И фото моего компаньона
Короткий перекус мороженым в тени дворца, и можно возвращаться на маршрут. С погодой в те дни очень повезло, велосипедный загар взялся с первого дня
Проезжая в этих краях, нельзя было не завернуть в одно очень любопытное место, которое удивляет не меньше любого средневекового замка. Это место, где река Влтава разворачивается на 180 градусов, образовывая собою своеобразную подкову. Обзорная точка находится на возвышении, а это значит, что путь туда нелегок и тернист.
По покрытию дороги, этот день, скорее, стал исключением. Грунтовые дороги с затяжными подъемами то и дело вынуждали слазить и тянуться вверх пешком
Дорога становилась всё интереснее
А вскоре и вовсе началась петляющая лесная тропа, усыпанная корнями деревьев. Велосипед пришлось ненадолго оставить и, обливаясь потом и поглощая изотоник, немного пройти пешком.
Но этот вид, определенно, того стоил. Излучина Влтавы во всей красе
Поток достопримечательностей на тот день был окончен, и оставалось лишь доехать до очередного кемпинга для ночевки. Высота сбрасывалась легко
Мой маршрут пролегал недалеко от Влтавы, и наши встречи были просто неизбежны. В этот раз, взору открылось гидроэлектростанция, перекрывающая всю реку и грозно возвышающаяся вдали. Гидроэлектростанция была не совсем на моем маршруте, и я, еще не отдохнув от пешкодралинга с навьюченным велосипедом, решил довольствоваться только видом издалека.
Я уже совсем понадеялся на навигатор, и перестал проверять, что за дороги он предлагает. Так он и завёл на тропу через лес, где, очевидно, проезжает не так много народу, а близлежащие деревни выглядят полупустыми
Солнце приближалось к закату, а я к очередному кемпингу Velky Vir. Хозяина на месте не оказалось, пришлось оплатить уже утром. В будний день, кемпинги, отдаленные от Праги, не так популярны, и здесь была только пожилая пара на велосипедах и несколько путешественников с домами на колёсах.
Уже в сумерках, когда забирал из бара заряженный павербанк, меня к себе подозвал не слишком трезвый немец, восседавший за столом со своей семьей.
Он начал расспрашивать меня, куда я еду и зачем, и что в этом нахожу. Бегу ли от чего-то или, наоборот, пытаюсь что-либо найти. В оборот брались различные философские аспекты путешествий, личных целей и мотивации. Каждый, конечно, остался при своем, но это было уже совсем не важно. Приятный разговор с представителем другой культуры многого стоит. Особенно, если ты еще в начале путешествия, а уже начинаешь задумываться о скрытых смыслах и зачем это всё вообще нужно. Персонаж фильма с плохим сюжетом, но хорошей задумкой.
Пробег 75 км.
Стоимость кемпинга: 120 крон(~ 4.7 евро)
День третий
С погодой продолжало везти. Яркое солнце, громкое пение птиц и ранние сборы пожилой пары неподалеку, вынудили и меня вылезти из палатки
Этот день не отличался оригинальностью, и продолжал раскрывать тему замков. И первый такой замок — замок Орлик-над-Влтавою(Orlík nad Vltavou), возведенный в XIII веке
Типичные чешские деревни на моем пути выглядели как-то так. Черепица на крышах, кирпичные или каменные строения, супермаркет какой-нибудь широкой сети, кафе и храм
Следующий замок не заставил себя долго ждать. Замок Звиков(Zvíkov), один из старейших чешских замков, был основан уже в начале XIII века
Замок расположен на слиянии двух рек, Влтава и Отава, и выглядит как-то так
Я уже где-то писал, что путешествие на самом деле начинается дня с третьего. Посторонние мысли понемногу выходят вместе с солёным потом под жарким солнцем, и вот, ты уже открыт по-настоящему. Километр за километром, чешские деревни пролетают одна за одной.
В обеденное время старался находить какое-нибудь кафе, чтобы там зависнуть в теньке с чем-то вкусным и очень калорийным. В этот день, единственное кафе в окрестностях открывалось только с 5 вечера, поэтому вернулся к старой схеме, продукты из супермаркета.
В феврале по каучсерфингу у меня останавливался чешский гость Войта, ведущий активный образ жизни. Он просмотрел мой маршрут и посоветовал заехать глянуть на действующую АЭС, которая лично ему, как инженеру, очень интересна. Крюк был всего в 5-10 км, поэтому, почему бы и нет.
Многие наверняка знают про каучсерфинг️, эту сеть гостеприимства, и какие преимущества она имеет перед стандартными отелями. Жить как местный житель, больше понимать традиции и культуру, и, к тому же, иметь крышу над головой. В своих велопутешествиях имел счастье только быть гостем, в соседних Польше и Эстонии. В этот раз я принимал в Минске чешского гостя Войту. Это был его первый раз в Беларуси, и я был несколько удивлён его планам посетить в один из дней высшую точку Беларуси — гору Дзержинскую (кто был — тот поймёт). Да ещё и на велосипеде. Но, конечно, не стал отговаривать, поделился шипастой покрышкой, и мы вдарили по снежным и скользким дорогам, периодически погружаясь в снегопад
На протяжении многих километров градирни АЭС(здоровенные трубы) постоянно показывались из-за верхушек лесов или края горизонта полей, а вблизи еще и выдавали здоровенные клубы дыма. Выглядит впечатляюще, но достаточно двояко, из-за специфики самой атомной энергетики
Возле АЭС был короткий сложный участок дороги с большим трафиком и фурами, благо, обочина была широкая, и через несколько километров удалось съехать на второстепенную дорогу. Которая привела в городок Глубока-над-Влтавой(Hluboká nad Vltavou), с самым крутым чешским замком за моё короткое путешествие.
Огромный изящный замок располагается на высоком холме и даёт понять городу, кто здесь главный.
На окраине городка находится замок поменьше — охотничий замок Ограда(zámek Ohrada).
Очевидно, что в этих местах огромное раскрашенное яйцо что-то означает. Но вот что?
В сказочных городках не всё так гладко. И если постараться, можно увидеть ту Европу, которую себе представляет та часть населения, считающая весь западный мир своими врагами.
В этот раз, с кемпингом пришлось заморочиться. У него оказалось около трех ресепшенов, и каждый из них был закрыт. Возле одного из них сидели немцы с пивком, почти не говорящие по-английски. Каким-то образом мы всё же поняли друг друга, они смогли дозвониться хозяину, и всё разрешилось.
Что характерно для этой части Чехии, чем южнее я продвигался, тем больше чехов владели немецким языком, но не владели английским.
На огромной территории кемпинга было занято лишь пару домиков с пьянствующими чехами, поэтому этот вечер провёл встречая закат и пытаясь словить хороший сигнал вайфая.
Пробег за день 90 км
Стоимость кемпинга: 150 крон(~6 евро)
В эти дни я заехал в чешский городок Чески-Крумлов, а дальше устремился в Германию, в немецкий Пассау, где начинается один из лучших веломаршрутов Европы. И, по совместительству, новый этап моего велотура мечты. Но перед этим меня ожидал уже упомянутый средневековый Чески-Крумлов, ночлег по каучсерфингу в нем, сильный ливень на переправе через озеро, холмы на границе Чехии и Австрии и, наконец, Германия. И кстати, когда еще предоставится возможность проснуться в Чехии, пообедать в Австрии и заночевать в Германии.
Вообще, Германии в путешествии было совсем немного, поэтому я и не стал ее выносить отдельно в заголовок статей. А вот Чехию и Австрию я познал сполна.
День четвертый
После трех насыщенных дней этот день я запланировал как полуднёвку. Для тех, кто не в курсе, полудневка — день в походе, когда можно позволить себе поздний подъем, неторопливый завтрак, а маршрут составляет всего несколько десятков километров.
Чехия велопоход
Доброе утро каждый день
Первые километры шли вдоль полей и озёр
Чешские деревни сменяются одна за другой
В этот день случилось практически единственная поломка за всё путешествие. Причем, довольно нелепая. Еще прошлой осенью я сменил обычные педали на контактные, ну а к ним, как известно, идёт сопутствующая обувь. Так вот, где-то через несколько часов после старта останавливаюсь передохнуть, и чувствую, что правая нога просто не может выстегнуться из педали. Оказалось, крепление шипа на обуви расшаталось, и один из болтиков просто выпал по дороге. Какое-то время при остановках я просто снимал ботинок и оставался в носке, но потом нашёл похожий, но более длинный, болтик в креплении фляги и, наконец-то, закрепил шип.
Немного в стороне от дороги находились руины одного из чешских замков. Да, я уже приближался к передозировке средневековыми сооружениями, но не заехать туда не мог. Десяток километров в длительном путешествии всего лишь мгновение.
К самому замку вёл серпантинный спуск в тени деревьев. Забегая вперед, скажу, что подъем обратно был не из легких, а порою, и вовсе пешком.
Внизу протекала река, к берегу которой пришвартовались байдарочники, также направлявшиеся в замок
Готический замок Дивчи-Камен(Dívčí kámen) представляет собой несколько стен и руины отдельных частей замка. Минут за 10 вполне достаточно, чтобы обойти его по периметру. Как ни странно, вход оказался платный и стоил 60 крон(~2.5 евро).
Честно говоря, здесь меня больше впечатлила природа и разнообразие ландшафта, а не отдельно взятый замок. Эти отвесные скалы, шумная река, множество троп на склонах холмов. Тем более, что здесь, еще в середине прошлого века, был создан природный заповедник.
Далее дорога до Чески-Крумлова была ничем не примечательна, за исключением возросшего автомобильного трафика. И веломагазина на въезде в город, где для моей контактной обуви пришлось купить пару шипов ради одного болтика. Вышло где-то 300 крон или почти 12 евро.
Но туристическая суматоха, возникшая за каменными стенами Старого города, немного испортило впечатление о городе. Да, Чески- Крумлов, определенно, город, сошедший со страниц старой сказки, со своим замком, средневековыми улицами, брусчаткой, спокойной рекой и разнообразием архитектурных форм. Наверно, во всем виноват именно формат моего путешествия. После спокойных дорог и практически безлюдных замков, встречающихся по дороге, Чески-Крумлов показался чуть ли не мегаполисом. В каком-то интернет-путеводителе я прочитал, что Чески-Крумлов — один из тех тайных мест в Чехии, о которых знает мало туристов.Ну да
Тем не менее, держите красочные фото этого городка.
Здесь даже можно сплавиться по реке Влтава, медленно проплывая возле крепостных стен
Именно в этом городке я остановился на ночлег по каучсерфингу. Остановился у Анны, польки, переехавшей жить в Чехию и воспитывающая двух сыновей. Но я уверен, что и Чехия для нее не предел, столько жизненной энергии можно увидеть не в каждом человеке.
Я еще раз убедился в разительной разнице между менталитетом жителей западных стран и нашим менталитетом. Насколько они открыты всему миру, и насколько мы закрыты в своей ракушке. Даже когда стараешься путешествовать по миру и постоянно открывать что-то новое, от внутренней пост-советской действительности тяжело избавиться. Хомо-советикуса тяжело искоренить. Достаточно сумбурно написал и без каких-либо примеров, но эти мысли преследовали меня на протяжении большей части моего трипа.
Единственный минус велопутешествия в одиночку — тот факт, что фотографий самого себя будет не так много. Да и навык делать классные селфи я так и не приобрел. Пожалуй, единственное мое удачное(практически) фото тех дней.
Пробег за день 45 км
День пятый
Солнечная погода и приподнятое настроение вели меня на юго-запад Чехии в сторону Австрии. Предварительный прогноз погоды предрекал сильный ливень, но с утра на небе не было ни облачка
Неподалеку расположена военная база, о чем постоянно предупреждали таблички на полях. Благо, вдоль этой территории можно ехать без проблем
Но уже через пару десятков километров начало затягивать, и появился ветерок
Дождь начался неожиданно, но был не таким сильным, каким я его ожидал. С обочины завернул в ближайший лесок и зачехлил велосипедный рюкзак. Где-то вдалеке через опушку леса перебегала встревоженная косуля. Ведь недалеко военная база, а время от времени были слышны выстрелы.
Дождь быстро успокоился, в воздухе заметно посвежело, а вдали показалось водохранилище Липно, которое мне предстояло пересечь на пароме(стоимость переправы 30 крон или 1.2 евро).
До парома оставалось минут десять, а небо не переставало темнеть. Паром также ожидали несколько немецкоязычных велосипедистов, снаряженных лишь несколькими флягами воды и накидкой от дождя
Все уже были бы и рады загрузиться на паром, как небеса открыли свои ворота на полную катушку и хлынул ливень. Противоположный берег озера сразу скрылся за белой пеленой, а отправление парома перенесли, пока стихия не успокоится.
Когда ливень стал понемногу превращаться в грибной дождик, вышел паромщик из своего убежища и начал погрузку. Со мной по-немецки попытался говорить один из пожилых велосипедистов, который, указав на количество велосипедных сумок и узнав, что я из Беларуси, сказал, что я крэйзи. Ладно, в тех краях мало кто знает, что такое Беларусь, поэтому приходилось говорить, что моя родина Вайсруссланд
До Австрии оставалось совсем чуть-чуть, а а меня начал охватывать легкий трепет смены локации. Граница между странами оказалась не слишком помпезной, а, точнее, если бы я не знал, что это она, так бы и не понял, что въехал в другую страну.
Если до этого я медленно карабкался вверх, то в Австрии всё радикально изменилось. Комбинация стремительных спусков и редкого трафика на дорогах сделали эти километры практически полётом
Но вскоре выяснился один из немногочисленных минусов(а может и единственный) велотуризма в Австрии. Время было обеденное, но супермаркеты в близлежащих деревнях и городках были закрыты на перерыв длиною в 2-3 часа, а кафе начинали работать уже после 16.00. Даже в найденном кемпинге кухня ушла на перерыв на это же время, поэтому пришлось довольствоваться колой за 2 евро и припасенной консервой с хлебом
Граница между Австрией и Германией выглядела более торжественно. Какой-никакой пункт пропуска, но, конечно, пустующий. Меня, как человека, ежегодно получающего шенген, всегда радует и умиляет полное отсутствие границ между западными странами. Ну знаете, этот фокус, когда можно делать шаг в сторону, и вот ты уже в другом государстве, а паспорт не пополнился коллекцией штампов.
Еще раз про скоростные спуски. Практически весь маршрут по Пассау я ехал вниз, лишь иногда покручивая педали
В Германии и Австрии встречаются памятники жертвам Первой и Второй Мировых войн. Чаще всего памятники жертвам двух войн объединяют в один мемориал
Ближе к вечеру, я уже въезжал в Пассау. Уже показался Дунай, тот гигант, вдоль которого я собирался ехать несколько дней
Городок был, безусловно, красив, со своими достопримечательностями и местами притяжения туристов, но не сегодня. После долгого и насыщенного дня я хотел лишь одного — добраться до кемпинга, поужинать и лечь спать. Ладно, кого я обманываю, и немного поскролить ленту на телефоне.
Что примечательно в этом кемпинге — что он только для велосипедистов. А также, тот факт, что душ здесь не лимитирован, в отличие от кемпингов Чехии. Наконец-то.
Пробег за день 111 км
Кемпинг
Стоимость: 9.5 евро
Следующие три дня я ехал вдоль Дуная по так называемой Дунайской велодорожке или Donauradweg. Ее основная часть составляет 320 км, она прекрасно размечена, и заблудиться очень тяжело. Большая часть пути проходит либо по отдельным велодорогам, либо по дорогам общего пользования со спокойным трафиком. Настоящий велосипедный рай.
Весь маршрут идеально размечен, и заблудиться реально сложно. Здесь характерна зеленая табличка с надписью Donauradweg и указанием направления движения, а иногда и километражем до ближайших населенных пунктов
Дунайская велодорожка достаточна популярна, и поэтому постоянно встречаются велосипедисты всех возрастов, в том числе пенсионеры и родители с детьми. Инфраструктура на маршруте практически идеальна, включая кемпинги вдоль Дуная, придорожные кафе, в которых основную часть посетителей составляют велосипедисты, несколько информационных центров с картами маршрутов или просто остановки на мороженое.
Весь маршрут я одолел за три дня, причем в каждый из дней километраж переваливал за сотню километров. Не сказал бы, что это было слишком легко, но те виды, которыми я любовался на маршруте, случайные знакомства в дороге, и, наконец, ощущение, что ты наконец-то попал в многокилометровую компанию единомышленников — это всё только заряжало энергией и мотивировало двигаться вперед.
День шестой
Но вернемся в Пассау. Очередное солнечное утро, приготовленный завтрак на горелке и сборы своего барахла, которые стали проходить гораздо быстрее, чем в предыдущие дни. В тот день был большой религиозный праздник, и в центре города проходила процессия по главным улицам. Я же воспринял это как благословение на дальнейшую дорогу:)
Сказать, что в городе немало велосипедов, это почти ничего не сказать
Велодорожка вдоль Дуная идет, в основном, как с правой, так и с левой стороны реки. Остается лишь выбирать, где виды должны быть живописнее, а дорога накатистее.
Честно говоря, от начала велодорожки я ожидал какой-то торжественности, или хотя бы кричащей вывески, какой маршрут здесь проходит. Но вышло как-то так. Начало посреди частной застройки и вдоль заброшенной железной дороги.
Но уже через пару километров ситуация значительно улучшилась
Опять въехал в Австрию, и чуть не пропустил указатель. Да, немецкий Пассау расположен буквально на границе
Иногда велодорожка выглядит вот так. Идеально
Дунай — это еще и постоянный источник электроэнергии. Гидроэлектростанции на реке встречались не один раз, но данное сооружение Jochenstein (Йохенштейн) является одной из самых крупных электростанций на Дунае и вообще в Европе
С броскими фотографиями в интернете бороться сложно. Иногда достаточно одного фото какого-нибудь яркого крутого места на нашей планете, как пальцы сами набирают что-то в гугле, глаза судорожно бегают по выдачам в поисковике, а мозг откладывает это всё себе на подкорку. Потом следует забытие, мирские заботы, но в какой-то момент та картинка возвращается. Если всё совпало, то до сбора рюкзака уже не так далеко, как может казаться.
Именно к такому месту я и приближался. Место, где могучий Дунай делает разворот на 180 градусов(Schlogener Blick), просто поражает своими масштабами и тем, несколько разнообразной может быть природа
Подъем не быстрый, минут 20 в хорошем темпе, и, естественно, пешком. Наверное, один из самых сложных моментов на всём веломаршруте — эти километры вверх и вниз по тропе
Велосипед я спокойно оставил на привязи у кафе, в котором потом также спокойно набрал несколько литров воды
Состояние Дзен — это когда ты едешь по велодорожке где-то в Австрии, лёгкий ветерок обдувает солёную от пота кожу, а рядом тихо проплывает баржа
Если нужно перебраться на другой берег, не обязательно ожидать мост где-то по дороге. В этом может помощь дружище-паром, переплавляющий на другой берег таких велосипедистов, как я. Цена вопроса — около 3 евро.
На карте было указано, что если я буду двигаться по левому берегу Дуная, то обязательно увижу какую-то крепость. Только я не учел то, что после переправы на левый берег велодорожка закончилась, и появился запрещающий знак движения велосипедистов с указанным штрафом. А чтобы продолжить путь, нужно опять сесть на паромчик и проехать километр-другой вдоль того-же левого берега. А замок? Замок оставался вверху, куда же он денется.
Виды вокруг, а вместе с тем и инстаграмность момента, через некоторое время стали достаточно однообразными, и лишь наушник в ухе придавал бодрости
Канал для тренировок спортсменов
Наконец, доехал до городка Оттенсхайм(Ottensheim). На тот момент на адометре было уже 95 километров, а до города Линца и кемпинга после него более чем 20-30 километров. Вечерело, ехать уже не хотелось. В городке, куда я прибыл, было два кемпинга, и один хуже другого. Первый вариант я отмёл, как слишком близкий до трассы и моста, под которым бурлила вода. Покатил до следующего. И именно его я бы назвал худшим кемпингом маршрута(вообще это был больше отель). Та же близость к дороге и ощущение, что ты беженец, а не велосипедист. Про беженца — это я к тому, что один из постояльцев отеля, вернувшийся затемно, начал мне светить в лицо и стал указывать на дорогу. По-английски он не шпрехен, поэтому быстро забил и свалил на боковую в свой номер.
Да, вначале всё шло хорошо, я поужинал немецких колбасок с капустой, договорился про стоимость кемпинга в 7 евро и оставил подзаряжать запасную батарею. При этом, спросил у хозяина, будет ли помещение с розеткой, душем и туалетом открыто всю ночь, на что получил утвердительный ответ. После 10ти вечера вернулся за зарядкой, дверь оказалась закрыта. Позвонил во входную и попытался объяснить, что нужно забрать вещи. На что австриец разразился криком, рявкнул про утро и бросил трубку. Кстати, это единственный человек за весь маршрут, с которым у меня были негативные моменты.
Пробег за день 95 км
Кемпинг
Стоимость: 7 евро
День седьмой
Утром я проснулся разбитым, быстро собрал свою сумку и рванул дальше.
Велодорожка, хоть и была отделена от дороги, но была не слишком приятна от большого трафика автомобилей. Хорошо, что не долго
Город Линц встретил нахмурившимся Дунаем
Этот город я проскочил по велодорожке, не заезжая в его центр. Удивительно, насколько один мудак с кемпинга смог посадить моя внутреннюю батарейку.
Тем временем, пейзажи начали улучшаться
В этом путешествии я старался что-либо готовить только утром и вечером, днём же старался перекусывать в кафе или уличной едой. Экономия времени, местные традиции и банальная лень — вот эти три кита, которые указали путь в забегаловку с местной шаурмой.
Для того, чтобы понять, что такое шлюзы на реке Дунай, достаточно взглянуть на фото ниже. Насколько отличаются уровни воды в самом шлюзе и в Дунае. Потрясающе!
Некоторые городки пролетались насквозь, зачастую, по таким улицам
И вновь дорожки через австрийские поля
День подходил к концу, как на моих глазах появился Он — идеальный кемпинг! Тихое место на берегу Дуная, с безлимитным душем и отзывчивыми хозяевами. После первых десяти минут в этом кемпинге усталость сняло как рукой. Настоящая отдушина после неприятного осадка от предыдущей ночевки
Я не слишком открыт для малознакомых людей, и не люблю болтовню только для того, чтобы заполнять пустоту, предпочитаю вместо этого затыкать уши наушниками. Но в таких путешествиях, как это, грани немного стираются, и если ты за пару дней встречаешь одних и тех же людей несколько раз, то воспринимаешь их уже как старых знакомых. В данном случае, это было двое парней из Германии, держащих путь в Вену. На каждом привале мы, то и дело, обгоняли друг друга, и перекидывались несколькими фразами.
Кемпинг располагался в городке Мельк. Кроме спокойного вечернего променада по уютным улицам города, здесь можно посмотреть Бенедиктинский монастырь. Монастырь расположен высоко на холме и виден уже на подъезде к городу.
Так как уже дело близилось к закату, сама территория была закрыта. Поэтому я послонялся вдоль аббатства, поглазел на архитектуру вблизи и отправился спать
Пробег за день 130 км
Кемпинг
Стоимость: 10 евро
День восьмой
Пасмурное утро настроило на сложный день и оставшиеся 130 км до Вены. Но это, определенно, того стоило.
Не прошло и часа, как пейзажи стали уже совсем другими. Началась долина Вахау
Если говорить про один из лучших участков Дунайской велодорожки, то это был, определенно, он. Во время подготовки к маршруту я не слишком зачитывался путеводителями, а, скорее, просто, расставлял точки на карте в качестве ориентиров. И был приятно удивлён
Местечко Дурштайн — тот самый пример классической Австрии с картинок
Веломаршрут проходит через центральные улицы городка
Однако, тропа извивалась недолго, и вскоре закончилась городом Кремс с не слишком примечательными видами
Город Кремс оказался достаточно большим, но из-за накопившейся усталости я не хотел останавливаться и просто его проехал насквозь. Единственное, чем он запомнился, так это тем, что когда я ехал не по той стороне велодорожки(на некоторых улицах они — односторонние), мне посигналил водитель проезжающего мимо автомобиля(!).
В окружении электрических и кукурузных полей
По мере приближения к столице сначала стал преобладать частный сектор. Спокойная одноэтажная Вена, вытянувшаяся вдоль Дуная, которая постепенно стала растворяться в очертаниях величественного города Европы. Множество пересекающих велодорожек, велосипедные мосты на разных уровнях и корявые граффити — я в Вене! Старичок-велосипед не подвёл хозяина.
Главная часть веломаршрута пройдена, а я заслужил денёк отдыха. День ничегонеделания в солнечной Вене. А также отмокание в термальном комплексе Вены. День, когда мышцы сказали спасибо.
Пробег за день 130 км
Хостел на два дня 60 евро
В следующей части — оставшаяся часть маршрута Вена — Брно. Ещё больше чешских замков, а также кукурузных и виноградных полей.
Финальный марш-бросок из Вены до Брно, по маршруту Евровело 9. Чешские замки Южной Моравии, виноградники и ливень стеной на въезде в Брно.
День отдыха в Вене подзарядил меня под 100%, и, следующим утром я отправился дальше.
Маршрут последующих и завершающих дней соответствовал европейскому веломаршруту EuroVelo 9, с небольшими изменениями
День десятый. Из Вены в Чехию. Евровело 9
Решив немного сократить дорогу, я съехал с размеченной велодороги и доверился навигатору. Эта идея, как оказалось, была обречена на провал. Трафик на дорогах возрос на несколько порядков, обочины стали очень узкими, а фуры упорно выполняли свои логистические задачи. В результате, километров через 10-15, я вернулся на размеченный веломаршрут, и уже с недоверием относился к возможностям сократить дорогу. На треке выше будет показан более менее верный вариант, без этого автомобильного ада.
Досадная оплошность с неправильным маршрутом была исправлена, и я вернулся на трассу ЕвроВело. Эти участки запомнились еще и ровными прямыми дорогами, с чистым полем вокруг
Велопутешествия по Австрии — это прежде всего про умиротворение. Да, здесь еще примешиваются сотни километров, тяжелые подъемы, бытовые проблемы, но та красота, которая вокруг, затмевает всё. Будь это горы, могучий Дунай, виноградники или даже простое маковое поле
За те несколько дней дорога стала самоцелью, а достопримечательности оставались приятным приложением. И лучшие спутники — пыльный велобаул, покрышки, преодолевшие Австрию с запада на восток, и велосипед, который не подвёл ни разу.
Порою, как трехсотлетние дубы, вырастали ветряные мельницы
Холмистый рельеф в качестве напоминания, что скоро Чехия
С такими указателями, как на Евровело маршрутах, заблудиться тяжело
Один из скромных замков, недалеко от маршрута — Schloss Wilfersdorf.
На самом деле, карманы на спинах веломаек сделаны для того, чтобы туда набирать съедобные припасы. Как этот сочный горох на поле
Временами преобладала гравийная дорога, но на накатистость это никак не влияло
Чехия началась почти без предупреждения. За эти несколько дней я проехал Австрию с запада на восток, и вернулся в Чехию. Путешествие близилось к развязке.
Дальше началась южно-моравская часть моего маршрута, пролегающая через три замка и тянущаяся до самого города Брно.
Первый город из этого списка — город Валтице(Valtice), находящийся на границе с Австрией. К этому моменту я порядком подустал, поэтому кое-как дотянул до центральной площади, завалился в какое-то кафе, и начал налегать на пончики.
Сахар сделал своё дело, а это значит, пора глянуть и на замок.
Если есть на свете рай, это велосипедный край
Что же, оставался еще один замок, а также дотащиться до кемпинга. От Валтице ведет прямая дорога на Леднице(Lednice), хотя, если есть желание, маршрут можно проложить по проселочным дорогам.
Сам замок. Лучи заката, тишина, мороженое на лавочке, с видом на замок. Чем не достойное завершение хорошего дня
Последние километры к кемпингу проходили по продолжительной насыпи, возможно, от бывшей железной дороги
Кемпинг находился где-то в полях, с деревянными домиками, но и с местом для палаток. Выбрав место возле беседки, на углу футбольного поля, я занялся походной бытовухой, и почти улёгся спать. Но здесь пришла главная напасть — пьяные чешские школьники, отдыхающие в этом кемпинге, и решившие поиграть в футбол. В итоге, уснул я поздно, но, честно говоря, было плевать. Путешествие почти закончилось и скоро всё войдет в привычную колею. А юные школьники пусть веселятся, кто знает, насколько скучной может быть их жизнь всего через пару лет.
Пробег за день 129 км
Кемпинг
Стоимость: 120 крон(~5 евро)
День одиннадцатый. Финиш в Брно
Новый день — это палящее солнце и бодрящие горки с самого утра
Дорога к Микулову(еще один городок со своим средневековым замком) ведет через своеобразный перевал, высшая точка которого находилась в лесу. Поэтому, первую половину пути, приятная прохлада помогала при кручении педалей вверх, а на спуске немного подморозила.
Микулов, среди всех чешских городков, понравился мне больше всего.
Замок XVII века, как главная достопримечательность, находится на холме, а где-то внизу лежит городок и бескрайние холмы
За Микуловым начался мой последний этап Тур Де Евровело, велодорожка до самого Брно. Большая часть которой проходила мимо сельскохозяйственных угодий
Если от обилия замков глаз немного замылился, то от шикарных видов природы устать тяжело
Озёра на маршруте
По мере приближения к Брно стали встречаться другие путешественники
Следующий эпизод я бы назвал “не пытайтесь покинуть Чехию”. Несколько дней до этого, когда я только въезжал в Австрию со стороны Чехии, меня встретил достаточно сильный ливень, причем, это были единственные осадки до этого времени.
Сегодня же, уже находясь в нескольких километрах от города, мощнейший ливень обрушился на меня. А так как я находился в чистом поле, то пришлось пилить навстречу ветру, разбивая огромные водяные капли своим лицом. Я спрятался в каких-то ёлках, и там переждал этот прощальный подарок небес.
А дальше, по лужам и под серым небом доехал до автовокзала и запаковался в автобус.
Пробег за день 75 км
Логистика была такова:
Брно-Краков — автобус
Краков-Сокулка — электричка
Сокулка-Гродно — велосипед
Гродно-Минск — поезд.
Забегая немного вперед, трапеза в плацкарте поезда Гродно-Минск была шикарна
Таким образом, мой трип мечты был окончен. Яркие страны со своей культурой, историей и природными достопримечательностями, летняя и лётная погода, развитая велосипедная инфраструктура, и 1000 километров моего собственного роад-муви.