Kolonel. Май 2017
Югославия, Сербия — не знаю почему, но с детства название этих стран и народов вызывало у меня тёплые чувства, намного позже, когда Федеративная Югославия распалась на отдельные государства и мне удалось неоднократно побывать в тех краях, а именно в Черногории, мои чувства к этому народу только укрепились. Планируя велопоход на 2016 год пришла идея проехать от Черногории до Украины, но политическая обстановка обострялась, и опасаясь встречи с украинскими «патриотами», пришлось отложить этот интересный маршрут до лучших времен, а пока проехались от чешской Праги до белорусского Бреста… Наступил 2017 год, опять встал вопрос куда ехать, «лучшие времена» на Украине не наступили, а бывшая Югославия по-прежнему манила, к тому же, мне очень хотелось и не терпелось познакомить своего друга-напарника с этим прекрасным народом… Решено, едем! Несколько изменили маршрут, теперь конечной точкой была не Украина, а опять белорусский Брест. В итоге маршрут получился вот такой
Время определили — начало мая, чтобы в пути было ни холодно и не жарко, общая продолжительность путешествия 16 дней, больше не могли себе позволить. Загодя купили билеты на самолет до Черногорского Тивата и на поезд от Бреста до Липецка и занялись подготовкой велосипедов — смазали все что надо, Юра на своем велосипеде поменял все спицы с одной стороны, купили зеркала заднего вида (очень-очень пригодились!)
Перед отъездом обдумывали разные варианты упаковки велосипедов, изучили опыт других велотуристов, кто-то упаковывал в картонные коробки, кто-то в велочехлы, мы остановились на варианте с упаковочной пленкой.
В итоге подготовленный к перевозке самолетом велосипед выглядел вот так.
А весь наш багаж в аэропорту «Домодедово» выглядел вот так
Надо сказать, что перевозка велосипеда самолетом не дешевое удовольствие, при цене билета 8000 руб. пришлось 6500 руб. доплатить за перевозку велосипеда. Возможно, у нас получился не самый бюджетный вариант из всех возможных, но уж как получилось3-4 мая
Из аэропорта «Домодедово» вылетели самолетом авиакомпании «J7» строго по расписанию и через 3 часа 20 минут приземлились в черногорском аэропорту «Тиват». Черногория встретила нас великолепной велосипедной погодой – светило солнце, но было не жарко, около +20. На выходе из здания аэропорта роилась толпа местных таксистов рассчитывавших на нас заработать, но увы, в эту «Тулу» мы приехали со своими «самоварами». За час распаковали, собрали и отрегулировали велосипеды и двинулись в путь.
На этот день в плане было проехать всего 25 км вдоль побережья Адриатического моря до небольшого семейного отельчика «Нико» расположенного на берегу в поселке Рафаиловичи.
Весенняя Черногория радовала солнцем, цветущими растениями, чудным морским воздухом… Не спеша за два часа доехали до отеля, трафик на дороге был плотный, что несколько напрягало, старались, по возможности, ехать по тротуарам и пешеходным дорожкам.
Проехали мимо города Будва, осмотр достопримечательностей которого отложили на завтрашний день.
В отеле нас уже ждали друзья из местных и русские туристы-парапланеристы, поселились в апартаментах на третьем этаже с видом на море.
Вид из окна номера в отельчике «Нико» в п. Рафаиловичи.
Ужинать пошли в уютный ресторанчик у отеля «Обала» с видом на море, мои старые знакомые официанты Нико и Любо встретили нас как родных.
Взяли на двоих одну порцию чивапчичей с пивом и наелись до отвала5 мая
На этот день планировали полдня посвятить полетам на парапланах, но с погодой не повезло, заехали на автомобиле с друзьями-парапланеристами на старт, расположенный на высоте около 800 м., кстати для интересующихся парапланеристов — место старта, обещают в этом году выложить тротуарной плиткой и получится очень комфортный и безопасный старт. Полюбовались с высоты видом на море
Вернулись в отель, оседлали велосипеды и двинулись в путь
Заехали в Будву, побродили-поездили по древним улочкам «Старого Града», очень колоритное место.
И поехали в другой древний город Котор, расположенный в очень живописном месте в самом конце Которского залива зажатого тысячеметровыми горами. В этом городе я прежде бывал много раз, но тем не менее, с большим удовольствием, прошелся с другом по его узким историческим улочкам, помнящим ещё древних римлян и средневековых рыцарей, пообедали в ресторанчике на центральной площади, и двинулись дальше
Вдоль берега Которского залива доехали до кемпинга «Ловчен», расположенного у паромной переправы, где и остановились на ночлег, на площадке под оливами, инжиром, кипарисами и соснами. Кричали чайки, проплывали рядом огромные круизные суда, яхты
В кемпинге работал душ и туалет, а кухни не было, разжились кипятком у дежурной на ресепшине…, в общем обошлись сухим пайком и чаем с ещё домашних запасов. Дневной пробег составил 45 км.
6 мая
По утру быстренько собрались и двинули в путь. На этот день в плане была переправа на пароме через Которский залив и далее через перевал в Боснию и Герцеговину, а точнее в Сербскую Краину до города Требинье.
Переправились очень быстро, паромы ходят каждые 20 минут и стоит всего по 1 евро с человека.
Живописная дорога, по прежнему, шла вдоль залива, была прекрасная погода, очень хотелось и дальше крутить педали вдоль моря, но вскоре пришлось свернуть в сторону гор и начался затяжной 20 километровый подъем на перевал, основную часть подъема, из-за крутизны, прошли пешком, благо, что погода была хоть и солнечная, но не жаркая, около 20 градусов.
По пути остановились на обеденный перекус в придорожной кафешке, голод и жажду утолили гигантскими бутербродами с сыром и пршутом (местная разновидность хамона) и чаем.
Набор высоты на перевале составил около 900 м. За перевалом дорога пошла вниз и мы въехали в Сербскую Краину. На границе стоял небольшой домик с полицейским, поздоровались по-русски, нам в ответ с улыбкой сказали «Добар дан! Добродошли ! », поставили печати в паспорта и мы поехали дальше. Вся пограничная процедура заняла не более 5 минут.
Через 40 километров въехали в городок Требинье, нашли отельчик с заранее забронированным через сайт booking.com номером, судя по его состоянию, его только-только построили, и мы были в нем первыми постояльцами. На ресепшене никого не было, а ключи от входа в отель и в наш номер нам выдали в ближащем магазинчике. Номер был очень приличный и не дорогой, а в качестве презента была бутылочка местного сухого винца, после тяжелого дня она была очень кстати.
Организмы наши еще были на стадии акклиматизации и адаптации к физической нагрузке, морды лица за день почернели и обгорели… Дневной пробег составил 70 км. Спали, как говорится «без задних ног».
7 мая
Проснулись под шум дождя, собрались, а дождь по-прежнему шел и шел не переставая, метеопрогноз на день был не утешительным – целый день дожди… Решили сегодняшний дневной переход до боснийского города Мостар преодолеть на автобусе, дождались когда дождь из ливневого превратился в мелкий моросящий и поехали искать автовокзал. Пока ехали до автовокзала, дождик постепенно сошел на нет и в той стороне, куда нам предстояло ехать, среди низких свинцовых туч появился обнадеживающий просвет.
«Навител» в смартфонах проложил короткую дорогу протяженностью около 40 км, и мы решительно рванули вперед!
Решение созрело мгновенно — едем на велосипедах!
Но проехав несколько километров в гору по узким улочкам засомневались в правильности выбранного пути – предлагаемая навигатором дорога сомнительного качества шла куда-то вверх в высокие горы, а внизу вдоль долины, по равнине, в нужном нам направлении шла отличная автомобильная дорога. Развернулись, доехали до ближайших домов и давай спрашивать местных, по какой дороге нам лучше ехать, останавливались прохожие, выглядывали из окон ближайших домов жители, никто не оставался безучастным, все очень доброжелательно и эмоционально жестикулируя принялись нам объяснять, как нам следует ехать, но из их объяснений мы толком ничего не могли понять, выручил подъехавший на спортивном велосипеде паренек. Представился гидом местного велосипедного турклуба и предложил следовать за ним, дабы выехать на нужную нам дорогу. Через несколько километров, мы действительно выехали на эту автодорогу. Расставаясь с добрым пареньком познакомились поближе, имя у него оказалось вполне русское — Игорь. В благодарность подарили ему значёк в виде «Ордена Победы» на георгиевской ленточке, которых мы загодя, по-случаю, купили несколько штук в аэропорту «Домодедово», чем очень его обрадовали. Попрощались и двинулись дальше.
Ехали по очень живописной долине между гор и радовались принятому решению, было бы очень обидно проехать мимо такой красоты в автобусе. Тучи и дождь был позади и впереди нас, а над нами светило солнце… Но, избежать дождя нам, все-таки не удалось. На пол-пути, тучи сошлись у нас над головой и хлынул дождь. На этот случай у нас был припасен тент, быстро натянули его на обочине дороги и обосновались на «перекус».
Через пол-часа дождь закончился и мы продолжили путь. Проехали родное село известного сербского святого Василия Острожского.
И выехали на широкую долину именуемую «Попово поле», засаженную огромными плантациями винограда из которого делают знаменитое сербское вино «Вранац».
Не могли мы проехать мимо придорожной «винАрни» не отведав этого чудного напитка, как говорится «из первых рук». Добрый серб с радостью нас обслужил.
Отведав по бокальчику чудного «вранаца» поехали дальше (вот еще одно из преимуществ путешествия на велосипеде ). Дорога шла по Сербской Краине, где в 1992-94 г.г. шли ожесточенные бои гражданской войны в бывшей Югославии. С первыми свидетельствами этого мы столкнулись в г. Любинье, в Православном Храме на центральной площади находится мемориальная доска павшим в той страшной братоубийственной войне.
Пришло время обеда, в поисках кафе объехали весь городок, и в конце-концов остановились пообедать в кафе на въезде в город мимо которого уже проезжали. Пока обедали погода окончательно испортилась, хлынул ливень и на небе не было видно ни единого просвета. Пришлось искать ночлег в этом городке, официант позвонил куда-то и за нами приехал гостеприимный хозяин небольшого дома, предложил скромные, но вполне подходящие для нас апартаменты, а по случаю какого-то местного религиозного праздника принес лакомство в виде национальной коврижки с чаем.
Дневной пробег составил 65 км.
8 мая
Погода наладилась, на этот день в плане было пересечь границу между Сербской Краиной и Федерацией Боснии и Герцеговины, доехать до г. Мостар и далее на автобусе добраться до столицы Боснии и Герцеговины г. Сараево.
Утро выдалось замечательное, погода наладилась, учитывая грандиозность планов на этот день выехали пораньше, в 7-00.
Дорога, по-прежнему, шла по гористо-холмистой местности, но уже без крутых подъемов. Вскоре пересекли границу и въехали на территорию Федерации Боснии и Герцеговины. Православные храмы сменились мечетями с минаретами, вдоль дороги периодически встречались таблички предупреждающие о минах, то тут, то там встречались развалины домов оставшиеся со времен гражданской войны 1992-94 г.г.
Отношение к нам, русским, было вполне доброжелательное, без каких бы то ни было проблем, общались с местными на русском языке, точнее мы говорили на русском, нам отвечали на сербском и понимали друг друга хорошо.
Доехали благополучно до г. Мостар, но оказалось, что поезд на котором мы рассчитывали доехать до Сараево, уже не ходит, пришлось ехать на автовокзал. В кассе нам сказали, чтобы мы сами договаривались с водителями о возможности ехать на автобусе с велосипедами. Пока ожидали автобуса упаковали велосипеды в чехлы. Велочехлы в этом нашем путешествии оказались абсолютно необходимы, не смотря на их довольно приличный вес.
Готовясь к путешествию и изучая, предварительно наш маршрут, прочитали, что дорога Мостар-Сараево не проезжаема на велосипедах, поэтому мы и решили воспользоваться общественным транспортом, и теперь проехав эту очень живописную дорогу на автобусе, думаю, что , в крайнем случае, можно было бы проехать на велосипедах, но сложностью в этом было бы очень интенсивное движение, узкая дорога, отсутствие обочин и обилие туннелей (штук 20-30).
Сараево предстало нашему взору с многочисленными следами боев на фасадах зданий расположенных вдоль дороги. Город, безусловно колоритный, но красивым я бы его не назвал. Какая-то хаотичная смесь модерна, восточной архитектуры и австро-венгерского имперского стиля. Чувствуется бывшее сильное влияние Османской империи. Старые кварталы, мне чем-то, напомнили крымский Бахчисарай, этакий остров восточной культуры посреди Европы.
Из туристических справочников мы знали, что в Сараево нужно держать «ухо в остро» из-за обилия воров и всякого рода мошенников на улицах. Пока, выгрузившись из автобуса, распаковывали и собирали велосипеды, около нас возник подозрительный паренек, вполне прилично одетый, но с каким-то бегающим по-сторонам взглядом, чуть погодя он обратился к нам на английском языке с просьбой дать ему денег, ответили, что наличных нет, все деньги на карточке. Паренек отошел в сторону и начал куда-то эмоционально звонить… Юра оценив ситуацию, сказал: «Надо валить …» . По-быстрому прикрутили колеса, педали и рванули куда глаза глядят, к ближайшему людному месту- торговому центру. Но возле магазина, видимо, действовала другая воровская банда. Только мы остановились, чтобы поправить рюкзаки, подрегулировать тормоза, осмотреться и сообразить где находится нужный нам отель, как вокруг начали крутиться малолетки цыганской наружности… Нам нужно было доехать до отеля «Гранд», построенного для участников зимней олимпиады 1982 г., забили его адрес в «Навител», и поехали руководствуясь его командами. В предыдущих путешествиях мы не раз сталкивались с «шутками» «Навитела», и здесь он решил над нами пошутить в очередной раз и повел нас по городским улицам, но в такую крутую гору, куда не то что ехать, идти было очень-очень трудно, кроссовки скользили по сухому бетону, пот катил градом, ноги переставлялись из последних сил…, через пол-часа мучений мы уперлись в крутую лестницу, казалось, что нужный нам отель где-то рядом, был соблазн разгрузить велосипеды и штурмом взять эту проклятую лестницу, но разум взял верх, не может быть, чтобы к большому отелю не было нормального подъезда! И мы развернулись назад, спускаться можно было только пешком ведя велосипеды на зажатых тормозах. Спустились вниз, «Навител» пересчитал маршрут и, теперь, предложил двигаться в обход. На этот раз подъем был не такой крутой, но по-прежнему пришлось двигаться пешком. Зашли на самый верх, а дальше навигатор повел по параллельной дороге вниз, спустились, и вот, наконец, он наш отель «Гранд» с забронированным двухместным номером. В итоге получилось, что вместо того, чтобы проехать около километра по совершенно ровной дороге, нам пришлось несколько километров пыхтеть по горам… Поселились в отличном номере, велосипеды поставили на хранение в гостиничном бомбоубежище за толстенной бронированной дверью, рассчитанной на противодействие ядерному взрыву.
В итоге, за день проехали на велосипедах 60 км и 130 км на автобусе.
9 мая
Проснулись рано-рано утром от призывных возгласов муэдзина, доносящегося из громкоговорителей установленных на минарете мечети. Сходили на завтрак, входящий в стоимость гостиничного номера, упаковали вещи в рюкзаки, и налегке поехали поглазеть по улицам Сараево. Нас, прежде всего , интересовал исторический центр и всё что встретится по пути… В целом, впечатление о Сараево я описал выше, а здесь отмечу, что передвижение по дорогам этого города представляет определенную опасность, за несколько километров езды нас несколько раз чуть-чуть не переехали лихие местные водители. Наглядевшись сараевской экзотики вернулись в отель за вещами и отправились на ж/д вокзал, теперь нам предстояло на электричке доехать до города Добой, расположенного уже и опять в Сербской Краине – вот так причудливо расположились относительно друг друга бывшие республики Федеративной Югославии, а теперь уже независимые государства.
Оказавшись опять в Сербской Краине, почувствовали психологическое облегчение, дружелюбие, уважение, желание помочь к нам русским проявлялось на каждом шагу… Хозяин придорожной кафешки был тронут до слез нашим визитом к нему. Далее наш путь лежал в сторону Хорватии
В каждом селе, у дороги, нас неизменно встречал мемориал павшим в войне 1992-94 г.г. Удивляет и ужасает, количество погибших – на небольшое село в несколько десятков дворов, приходилось по 20-40 павших мужчин-защитников. Война ни одну семью не обошла стороной.
Доехали до городка Шамац у границы с Хорватией и заночевали в дешевой придорожной гостинице в номере на мансардном этаже. В данном случае гостиницу выбрали, как говорится, первую попавшуюся, по ходу движения, когда приняли решение останавливаться на ночевку, а в основном, гостиницы выбирали и бронировали в день поселения . Для этого, во время обеденного перекуса в какой-нибудь придорожной кафешке, заходили в интернет на сайт booking.com и находили подходящий вариант.
10 мая
Проснулись, как обычно , в 7-00, приготовили завтрак на газовой горелке, кстати с газовым баллоном была проблема. Так как до Черногории летели самолетом, то газовые баллоны с собой не брали и рассчитывали их приобрести уже на месте, но увы, купить газовый баллон нужного вида оказалось не просто, а тот который купили, итальянского производства, содержал в себе, при равных объемах, в двое меньше газа, чем наши российские и очень быстро закончился. Итак, позавтракали и двинулись в сторону границы с Хорватией/
Границу с ЕС преодолели быстро и просто по годовой польской шенгенской визе полученной и «активированной» еще в прошлом году. При пересечении границы никого не интересовало кто мы и что везем… поставили печати в паспорта и все. Сербская Краина и Хорватия отличались в лучшую сторону от Боснии видом домов, ухоженностью полей и дорог, чувствовалось, что здесь уровень жизни значительно выше и, в целом, порядка больше.
При хорошей погоде по отличной дороге и с попутным ветром ехалось отлично. По пути заезжали в небольшие уютные городки
Преодолев около 140 км доехали до г. Бели Монастир и остановились в апартаментах в небольшом доме бок о бок с какой-то цыганской четой путешествующей на ржавом мерседесе с австрийскими номерами. Хозяйка апартаментов не очень разбиралась в особенностях русских Ф.И.О. и зарегистрировала нас в своей «амбарной книге» как «Сергей Витальевич» и «Юрий Михайлович».
11 мая
На этот день был запланирован такой путь.
Как обычно, выехали утром после лёгкого завтрака и через 15 км были уже на венгерской границе в г. Удвар, её тоже прошли очень быстро, улыбчивый пограничник нашел в наших паспортах чистые странички и шлепнул в них печати, прямо в середине и наискосок
Въехали в Венгрию и начались наши лингвистические мучения — ни прочитать, ни воспроизвести прочитанное, ни выговорить название населенного пункта. К тому же, венгры , с которыми нам довелось общаться, совершенно не понимали ни русского ни английского, а мы, в свою очередь, были «ни бум-бум» в венгерском и немецком, пришлось общаться языком мимики и жестов.
Дорога, по прежнему шла по равнине среди ухоженных полей и симпатичных городков и сел и опять нам повезло с попутным ветром, поэтому ехали очень бодро.
Возле г. Мохач, на живописном берегу Дуная устроили небольшой привал. В г. Байя по автодорожному мосту пересекли Дунай, сфотографировались на его мутно-зелёном фоне, а когда-то, если верить Шуберту, он был голубым
Возле придорожного кафе, в котором остановились на полуденный привал, обнаружили небольшой музейчик старой техники под открытым небом. До этого, что такое трактор «Фордзон-Путиловец» мы знали только из книжек и старых фильмов, теперь настоящий «Fordson» смогли посмотреть-пощупать живьем — потрясающая по своей простоте и функциональности техника! Современным конструкторам было бы полезно, иногда оглядываться на прошлое
В этот день, опять в бодром темпе, проехали около 140 км. По плану было остановиться на ночевку в палатках в кемпинге у с. Дунапатай. Село нашли быстро, а вот с поиском кемпинга вышло всё не так просто — большим сюрпризом для нас явилось, что начало мая это ещё не туристический сезон и все кемпинги оказались еще не работающими. Кое как, активно жестикулируя, выяснили у местных, где же, все-таки можно поставить наши палатки. Короче говоря, договорились с охранником, за 1000 форинтов (какие-то небольшие деньги), обосноваться на территории базы отдыха на берегу живописного озера, в нашем распоряжении была травянистая полянка, туалет, холодный душ, пара пластиковых кресел и стол.
12 мая
Теперь нам предстояло «взятие Будапешта», а до него было 110 км. Остановиться планировали в палатках в кемпинге на окраине города
Проехав половину запланированного, остановились на обед в кафе, не столько ради еды, сколько чтобы через интернет уточнить прогноз погоды на ночь и определиться окончательно, где будем останавливаться на ночлег. Прогноз был не утешительный — ожидался дождь. Ночевать в палатках под дождем и поутру собираться в мокрых условиях, как-то не хотелось. За альтернативными вариантами, уже по привычке обратились в booking.com , и о чудо! Нашли предложение двухместного номера в центре Будапешта в отеле 4* с завтраком, со скидкой 65% , т.е. за вполне приемлемую цену, долго не раздумывая забронировали номер и в путь. Подробности того, как доехали до Будапешта, сейчас уже не очень помню, видимо, без проблем и особо не напрягаясь. Только помню, что значительную часть пути ехали по велосипедной дорожке вдоль автодороги и обратили внимание на часто встречающиеся в селах конные манежи и конефермы, любовь и тяга к лошадям это, наверное, у венгров осталось в крови еще с их давнего кочевого прошлого
Будапешт большой красивый город — рай для велосипедистов. Множество велодорожек и все велосипедистам уступают дорогу, только надо быть внимательным при пересечении трамвайных путей — зазоры между дорожным покрытием и рельсами таковы, что колеса легко в них могут застрять
Доехали до отеля, здесь нас уже ждали. Вокруг было много туристов со всего мира, и особенно китайцев. Велосипеды нам предложили оставить здесь же, у стенки на ресепшене. В номере были все удобства и холодильник с напитками, за которые нужно было доплачивать дополнительно, ценники висели прямо на бутылках. Так как осмотр достопримечательностей венгерской столицы был у нас запланирован на следующий день, никуда в этот вечер не пошли, только доехали до магазина за продуктами к ужину и вернулись в отель, и , пока , довольствовались видом на город из окна своего гостиничного номера.
13 мая
На этот день план был таков — до обеда осмотр городских достопримечательностей, а затем небольшой 35-километровый маршрут до г. Вац, в нем и остановиться на ночлег в гостинице.
Утром сходили на завтрак входящий в стоимость проживания. Завтрак был организован в виде «шведского стола», блюда достаточно разнообразные и вкусные, но наедаться «до отвала» в наши планы не входило, поэтому скромно поели и в путь. Утренний Будапешт удивил мусором на улицах, наверно дворники ещё не успели убрать «следы» многочисленных туристов., ставшиеся после ночных гулянок . То, что венгерская столица один из красивейших городов мира, давно сложившийся стереотип, в принципе так оно и есть, в городе огромное количество великолепно сохранившихся памятников архитектуры, доставшихся в наследство от Австро-Венгерской империи. Всюду велосипедные дорожки, или полосы на автодорогах выделенные для велосипедистов, отдельные велосипедные светофоры. Проехали, посмотрели, пофотографировали — город очень понравился, но по моим ощущениям, наш Питер не хуже, а может быть даже, в чем-то и лучше.
В полдень, как обычно, на перекус в придорожном магазине купили изумительные булочки с маком и по литру вкуснейшего молока. Булочки с маком ещё в прошлогоднем путешествии по Словакии нас очень удивляли огромным количеством мака, а венгры ещё и переплюнули словаков — такого соотношения теста и мака в булочке, наверно нет нигде больше.
Как и планировали, доехали до г. Вац, нашли по адресу небольшой отельчик, в котором нас ждал забронированный номер. Из-за языкового барьера с превеликим трудом пришлось общаться с хозяйкой отеля, она пыталась на венгерском нам объяснить что, где и как чем пользоваться… Со стороны, это, должно быть, выглядело очень забавно. Юра по этому случаю вспомнил фрагмент из фильма «Кукушка», в котором общались наш солдат,финский и норвежская девушка, каждый на своем, и при этом «понимали» друг друга… в нашем случае было, очень похоже, до смеха.
14 мая
Выехали , как обычно, рано утром в 7-00. На этот день путь лежал в Словакию до города Зволен, «всего» 120 км.
На выезде из г. Вац дорога раздваивалась, но обе ветви , в конце концов, должны были привести в Зволен. Смущало то, что на карте эти обе дороги обозначены зелеными значками как «магистраль», а альтернативных дорог не было. Но, как говорится «на нет и суда нет», сначала поехали по правой, а потом вернулись, и поехали по левой «Е77». Дорога очень скоро пошла круто вверх, пришлось спешиться и ближайшие 20 км топать пешком среди очень живописных холмов, лугов, цветов….
Так, в основном пешком, дотопали до Венгерско-Словацкой границы, обозначенной выцвевшими на солнце табличками на стене придорожного дома. В карманах звенели никому не нужные за пределами Венгрии «форинты» , решили все их потратить в приграничном ресторанчике. Общаться, опять стало легко и просто, словаки вполне понимали русский язык, а мы в свою очередь, понимали их. К тому же и все надписи были понятны, и вообще, как-то легче дышалось
Погода была изумительна, светило ласковое солнце, ветра почти не было, температура около 20 градусов… Хорошая асфальтовая дорога с широкими выделенными обочинами то петляла среди холмов, то выходила на простор. Ехалось легко и приятно. В городках и селах стали встречаться обелиски павшим советским воинам.
Доехали, как и планировали, до большого кемпинга расположенного у дороги на окраине Зволина. Но и здесь туристический сезон ещё не был открыт, не было никаких сторожей, администрации и пр. , добрый официант из ближайшего ресторанчика сказал, что заходите, мол на территорию кемпинга, не стесняйтесь, ставьте палатки, чувствуйте себя как дома… Тут нам, как говорится, «карта и пошла», подняли шлакбаум, заехали, выбрали удобную полянку рядом со столом и лавочками, кухней, душем, туалетом… Кстати, не смотря на то, что сезон еще не начался, все «удобства» замечательно работали, была холодная и горячая вода, и даже в туалетах висели рулончики бумаги
15 мая
На этот день планировалось преодоление Низких Татр со «штурмом» перевала, поэтому проснулись раньше, быстренько позавтракали приготовленными на газовой горелке гречневой кашей и овсянкой. Платить за постой и благодарить было не кому и некого. Мысленно поблагодарили хозяев этого гостеприимного места и двинулись в путь.
Прокатились по центральной части Зволена и двинулись дальше
Через 25 км. въехали в Банска Быстрицу, довольно большой городок, чистенький, ухоженый. На центральной площади обелиск советским воинам-освободителям с живыми цветами у подножия… радостные люди… в общем красота!
Вскоре за Банска Быстрицей начались горы Низкие Татры, подъем становился круче и круче и вскоре, опять, пришлось спешиваться и большую часть пути до перегиба перевала идти пешком.
Набор высоты на перевале составил около 1000 м. На перегибе построен большой культурный центр с ресторанами, отелями, горнолыжными трассами… Отдохнули и вкусно пообедали в колоритном ресторанчике в окружении множества туристов, в основном китайской наружности.
После обеда особо напрягаться не пришлось, так как дорога пошла вниз, и в основном катились притормаживая. постепенно спуск становился все менее крутым. Часть пути проехали по велосипедно-пешеходной дорожке, то асфальтовой, то бетонной, то грунтовой… петлявшей по ущелью вдоль горной речушки.
Спустившись в долину между Низкими и Высокими Татрами оказались в городе Ружомберок. В этом городе мы уже были в прошлом году на пути из Праги в Брест, тогда эту долину мы проехали всю вдоль, теперь же пересекали ее поперек. Город Ружомберок нас интересовал возможностью найти в нем веломагазин, так как затяжной спуск с перевала окончательно добил тормозные колодки на Юрином велосипеде. Магазин с помощью местных жителей нашли быстро, петлять по городу не пришлось, нужные колодки купили, цена их, кстати, оказалась , по нашим ощущениям, вдвое или втрое больше чем у нас.
На ночлег остановились , как и планировали, посреди Высоких Татр, в кемпиге на окраине городка Нижний Кубин, единственной исторической достопримечательностью которого был факт проезда через него, в каком-то давнем-придавнем году, какого-то герцога. Кемпинг, как мы уже и ожидали, оказался пустым, все ворота и калитки были закрыты, а функцию администратора «ресепшина» выполняла официантка ближайшего ресторанчика, о чем извещало объявление приколотое к забору у ворот. Благо, что дело было в Словакии, а не в Венгрии, мы смогли прочитать и понять написанное на этой бумажке. Только-только мы поселились в домике, как хляби небесные разверзлись и хлынул ливень со шквалистым ветром.
Номер был просторный, со всеми удобствами и кухней, к тому же в соседней комнате никто не жил, и мы смогли в ней разложить и просушить свои вещи вымокшие под дождем.
16 мая
В этот день нам предстояло проехать Высокие Татры, въехать в Польшу и доехать до села Рокицини Подолянские, где был забронирован номер в небольшом отельчике
Только выехали из Нижнего Кубина, как «нарвались на участок асфальта усыпанный мелкими с очень острыми краями обломками какого-то минерала, судя по цвету мы его окрестили «малахитом», по этой дороге этот «малахит» возили самосвалами. Проехали по этой «малахитовой дороге всего несколько десятков метров и остановились на ремонт со спущенными колесами. Осмотр демонтированных камер показал, что на моей был порез , а на Юриной прокол иголкой дохлого высохшего ежика, которого Юра переехал по недосмотру. Пока мы ремонтировались, дорожники промели-прочистили асфальт, и дальше мы уже ехали без проблем. Это был первый случай прокола на моем велосипеде за 5000 км пройденных в четырех велопоходах по Европе.
Дорога продолжала петлять среди Высоких Татр, погода была пасмурная, вокруг шли дожди, а нам какое-то время удавалось их пережидать то в магазинчике, то под навесом автобусной остановки, а в городке Подзамок в пиццерии «У Альжбетки».
Дорога шла вдоль горной реки начавшейся на наших глазах из маленького ручейка, с каждым километром набиравшей силу, и вскоре стала такой, что по ней сплавляются туристы на деревянных плотах.
Но, как мы не старались, остаться полностью сухими нам не удалось, посреди дороги нас накрыло дождем, натягивать тент было некогда, да и не на что, поэтому просто стоя на обочине дороги обернулись тентом, и так простояли пол-часа пережидая ливень.
В обед выехали из гор на равнину и въехали в Польшу, или «Речь Посполитую», как называют свою страну поляки.
Погода наладилась, и мы решили, что все трудности, на сегодняшний день уже позади. Но не тут-то было, когда позади было 100 км., а до отеля осталось всего 20 км, «Навител» на наших смартфонах дал команду свернуть с ровной широкой дороги и повел нас узкой петляющей дорожкой куда-то вверх, все выше и выше. Вскоре крутизна подъема стала такой, что пришлось идти пешком, а конца и края этому подъему не было видно. Когда уже началась зона альпийских лугов вышли к небольшой деревушке, местная девушка сказала, что если мы сюда уже долезли, то самое трудное уже позади. И действительно, через двести метров, за поворотом начался затяжной спуск приведший нас к долгожданному отелю.
В небольшом двухэтажном отельчике уже жил один постоялец, и судя по всему, жил уже долго. Им оказался общительный гостеприимный мужичок из Киева, поговорили за жизнь, что и как, и какими судьбами здесь оказался… Поведал, что он бывший бизнесмен, имел свое мебельное производство в Киеве, но после переворота 2014 г. его бизнес захирел, и он бросив все уехал в Польшу. теперь живет тем, что на улицах варит-продает кофе с «кофе-автомобиля».
17 мая
На этот день планировалось доехать до Кракова.
Но накануне на заднем колесе Юриного велосипеда, как и в прошлом походе, начали рваться спицы, образовалась «восьмерка» и было понятно, что без ремонта мы до Кракова не доедем. Поделились своей бедой с Хозяином гостиницы, он отметил точку на «навителовской» карте на моем смартфоне, к ней, этой спасительной точке мы и порулили поутру после завтрака. В точке оказался очень уютный и с большой любовью оформленный веломагазинчик. Нас встретили улыбками хозяева, они же продавцы — парень с девушкой. рассказали им кто мы, откуда едем и куда и про нашу техническую проблему. Парень взялся выполнить ремонт, а пока он занимался делом, девушка напоила нас кофе… минут через двадцать ремонт был завершен. На наш вопрос сколько стоит ремонт и кофе, нам с улыбкой ответили, что ничего это для нас не стоит и пожелали нам счастливого пути. На прощание вместе сфотографировались… Спасибо вам, добрые люди!
До Кракова оставалось чуть больше 70 км., дорога была ровная, погода хорошая, «матчасть» после ремонта работала отлично. Особо не напрягаясь, после обеда въехали в Краков. Забронированные через сайт booking.com апартаменты располагались в километре от центральной площади города, поэтому первое впечатление о городе получили по пути в отель. Город красивый, со множеством архитектурных памятников, а хорошая солнечная весенняя погода подчеркивала эту красоту. Отель оказался очень интересным, с такими мы еще не встречались — абсолютно не было никакого обслуживающего персонала, точнее он конечно был, но общались мы с ним (оплачивали услуги, получали коды замков, продлевали срок пребывания…) ,исключительно через интернет и СМС.
Расположились, отдохнули и налегке отправились на велосипедах в прогулку по вечернему Кракову
18-19 мая
Город очень понравился, и мы решили наш резервный день потратить на осмотр его достопримечательностей, для этого продлили срок проживания в этом отеле еще на сутки. А утром продолжили экскурсию по городу.
20 мая
На этом велосипедная часть нашего путешествия закончилась.
Купили билеты на поезд Краков-Тересполь.
В Тересполе пересели на поезд Тересполь-Брест, и далее, на поезде Брест-Саратов доехали до Липецка.
П.С. Путешествие очень понравилось, всем рекомендуем! Удачи!