У этой поездки есть небольшая предыстория. Летом я задумал проехать на велосипеде от Копенгагена до Парижа. Я подготовил велосипед, собрал весь необходимый стафф, купил билеты, но получение визы отложил на последний момент, потому что сроки выезда постоянно отодвигались из-за важных съемок. Когда я пошел подавать на визу в посольство Дании, меня ждал неприятный сюрприз. В посольстве попросили расписать весь маршрут по дням, со всеми остановками. К такому развитию событий я был совсем не готов.
«Откуда же я могу знать заранее, где буду ночевать?!» — объяснял я. «Я ведь турист! Где захочу, там и остановлюсь. Отель, кемпинг, да всё что угодно».
Кое-как, прям там на месте, я всё-таки распланировал поездку и расписался под графой, что уведомлен об увеличении срока рассмотрения заявления. «Только этого мне сейчас не хватало», — думал я про себя. Если бы на дворе был июль, я бы ни капли не переживал, но поездка планировалась на начало сентября, и это был край, потому что дальше погода по моему маршруту, судя по усредненной статистике Яндекса, резко портилась. Какое-то время я жил с мыслью, что всё получится, но дней за 10 до самолёта начал суетиться. Визы у меня по-прежнему не было.
Тогда мне случайно попалась запись в соцсетях от команды Jam Sail Crew, на которую я был подписан, что у них на носу поход по Черногории, и есть два свободных места. В голове моментально сложился новый план. Еду в Черногорию с велосипедом, катаюсь, оставляю где-нибудь велик, хожу на яхте с ребятами, снова катаюсь и лечу домой. И никакая виза не нужна. Идеально! Тем более, я никогда не ходил на яхте, но с самого детства горячо любил и восхищался ими. Дал себе пару дней на раздумья и шанс посольству Дании всё-таки выдать мне визу. В итоге, план с Парижем провалился, и я сдал билеты. С этим тоже была небольшая проблемка. Сайт «Купибилет» конвертировал мои деньги в баллы. Ну, ок, но я же могу купить новые билеты на баллы, верно? Но не тут-то было :) На одну покупку у них можно тратить не больше 2000 баллов, и это не укладывалось в стоимость билета. Пришлось добавлять.
Следующее, что мне предстояло решить — где я оставлю велосипед, пока буду на лодке. Вспомнил о товарище, который часто ездит в Черногорию по работе на несколько месяцев, и написал ему. На тот момент его не было в стране, но он как раз планировал прилететь, и получалось, что мы нормально стыкуемся по датам. Что вы думаете? За несколько дней до самолёта у него меняются планы, а я остаюсь без велопарковки. Тогда на помощь пришел Саша Тананов. Он посоветовал написать Миролюбу, с которым познакомился, когда прошлой зимой, под Новый год, ездил кататься в Монтенегро. Миролюб тоже катается на шоссе. Они пересеклись на дороге и проехали вместе всего 20 км. Я написал Миролюбу вечером перед отъездом, и он без проблем согласился меня выручить! Это была удача! К слову, загранник удалось забрать из посольства только за день до вылета. Я мастер всё делать в последний момент.
— Can I stay at your place for two nights and leave the bike for a week while I'm on the yacht?
— Ok of course. No problem.
Так как на все дни у меня была крыша над головой, брать баул под седло не было особого смысла, и мне был нужен рюкзак на яхте, поэтому решил оставить велик налегке, только с нарульным баулом. Кстати, вот мой отзыв о бауле Kravets, с которым я ездил. Рюкзак за спиной, конечно, не кайф, но я и не планировал с ним долго ездить.
Замотал пленкой велосипед и лёг спать. Утром самолёт. В подобных поездках ни о каких велочехлах и сумках, конечно, речь не идёт. Куда это добро потом девать? In stretch film we trust.
День 1. Тиват — Бар
Черногория довольно бедная страна. Аэропорт Тивата — это такое небольшое помещение с лентой для выдачи багажа, несколькими стульями у стены, дверью в туалет и дверью на выход. Всё. В Москве так может выглядеть, например, павильон ж/д станции на окраине города. Я вышел на улицу, встал в стратегическом месте недалеко от мусорки, чтобы было удобно выбрасывать пленку, и начал разматывать её, потихоньку собирая велик под тёплым, согревающим солнцем.
Во флягах не было воды, поэтому я заехал на первую заправку наполнить их и заодно купить перекусить в дорогу. Первые километры пути, откровенно говоря, я негодовал. По обеим сторонам дороги, везде, мать его, мусор! Хорошо хоть асфальт был нормальный, и машины объезжали меня на адекватном расстоянии. Потом был туннель, после которого всё в мгновение наладилось, потому что на горизонте появилось море! Даже мусор куда-то пропал.
До Бара (да, это название города), где жил Миролюб, было совсем недалеко. Всего 60 км. В среднем, это 2,5 часа езды. У меня дорога заняла 5 часов Изголодавшись по красивым видам и морю, я постоянно останавливался, чтобы сделать снимок или просто позалипать на открывающийся вид.
Вид на Будву с западной части города. Справа виден старый город.
Это лухари отель Дакли. Как потом рассказал мне местный фотограф, он частично построен на русские инвестиции, и персонал там, мягко говоря, не сильно приветлив. Вообще, Будва это основное место дислокации русских в Черногории. Именно наши соотечественники скупают тут недвижимость и строят модные заведения и магазины с завышенными ценами относительно остальных городов в стране.
Будва осталась за мысом. Это вид на город Бечичи.
Домики недалеко от моря. Многоэтажная и частная застройка по соседству.
Как подсказывает Википедия, это курорт Sveti Stefan. Он расположен на небольшом острове, перешеек которого появился в результате намыва гравия слоями. Говорят, очень редкое природное явление. А ещё остров закрыт для посещения лицами, не являющимися гостями отеля. Да и не особо-то хотелось, спасибо.
Окурки тут, видимо, тоже не принято выбрасывать
Остановился, чтобы достать налобный фонарик. Думал, будет длинный туннель без освещения, а оказался совсем короткий без освещения.
Приехал в Бар. Первым делом добрался до марины, посмотреть на лодочки в закатном солнце и, конечно, сфотографировать велосипед на красивом фоне. В городе, по сути, одна главная улица, которая проходит сквозь центр, и от неё уходят разветвления в жилые районы и государственные учреждения, находящиеся недалеко от марины. На ней же находится торговый центр и магазины с кафе. Смотреть, как бы, нечего. Город совсем маленький.
Как любит говорить Саша Тананов: «Велосипедисты очень странные люди. Они готовы проехать сотни километров только для того, чтобы сфотографировать свой велосипед».
С Миролюбом я списался по прилёту в Тиват и сориентировал его, что буду через пару часов. Как вы поняли, через пару не получилось. Когда я написал ему уже из Бара, он был на свадьбе и просил подождать часок. «Отлично», — подумал я. Как раз погуляю по марине. Как оказалось, если пройти подальше, можно найти колоритные места с деревянными лодками, ржавым железом и разбросанными снастями. Всё, как я люблю.
Солнце село, всё было сфотографировано, Инстаграм был не читан, надо было найти кафе с бесплатным вайфаем. Здесь меня выручила прога WiFi Map Pro. Она показывает расшаренные народом точки доступа и пароли к ним. Во время путешествия постоянно ею пользовался, рекомендую. Нашел недалеко от торгового центра спорт-кафе и не спеша направился туда.
Миролюб оказался очень открытым и гостеприимным человеком. Он объяснил, что у него есть целый свободный дом в деревне неподалеку, и мы поедем туда. Меня очень удивило, что он настоял на том, что сам покатит мой велик до машины. А потом, вместо того, чтобы снять оба колеса и положить велосипед в багажник, он поставил его на заднее сиденье своего старенького Сеата! Окей, я так иногда делаю на своей машине со своим велосипедом, но такое отношение к совершенно не знакомому человеку?! Я был поражен.
По пути мы заехали в местный небольшой магазинчик, купили еды и пивка. К нам присоединился брат Миролюба, который гостил у сестры, и остаток вечера мы провели в разговорах про велосипеды, спорт, коррупцию и политику. Наболевшие темы в обеих странах.
Таков был первый день.
День 2. Дождь
Как вы могли догадаться по заголовку, целый день лил дождь, и я никуда не ездил. Рядом с домом, где меня поселили, был родительский дом Миролюба. В нём жила его сестра с детьми и приехавший погостить к ней брат. Проснувшись и позавтракав, я отправился к ним в гости.
Это дом где я жил. С виду не очень, но там было две комнаты, кухня и душевая. О чем ещё мечтать?
На заднем дворе родительского дома
Посёлок, в котором я жил, называется Шушань. Родительский и гостевой дом находятся практически на самой верхней точки посёлка. Вот вид с балкона родителей.
Это брат Миролюба — Дражень. Показал мне настенное панно с морскими узлами, которое повесят в комнате, где сейчас идёт ремонт. Вещь.
Дождь никак не прекращался, выбраться в город было проблемой, и делать, по сути, тоже было совсем нечего. Тогда я вспомнил, что я свадебный фотограф, и устроил небольшую семейную съемку ребятам.
После обеда приехал Миролюб, и мы поехали посмотреть для галочки старый город. В такую погоду, конечно, это было довольно уныло. Подъем к церкви был закрыт. Поэтому что-то снимать и мочить фотоаппарат под дождём особого желания не было. Мы просто посидели в кафе, покушали и попили кофеёк.
На этом второй день закончился. Больше ничего, о чем можно было бы написать, не происходило. Весь вечер сидел дома и планировал, куда поеду на следующий день, если погода наладится.
День 3. Вокруг Скадарского озера
Выйдя с утра на улицу, над головой было чистое небо. Время действовать! Вечером, после изучения карт и подсказок Миролюба, я задумал проехать кольцевой маршрут протяженностью 200 км. На моём пути были четыре больших города: Улцинь, Шкодер, Подгорица и Вирпазар. Не сказать, что Вирпазар, на самом деле, большой, но у нас с ним сложились особые отношения, поэтому не могу его не включить в этот список. Так как часть моего пути проходило по Албании, и я должен был два раза пересечь границу, во избежание неприятностей с законом, нужно было сделать туристическую регистрацию. Мы встретились с Миролюбом в том же спорт-кафе, попили кофе и пошли делать регистрацию. Что мне нравится в маленьких городках — все друг друга знают. Пока мы шли, Миролюб не раз поднимал ладонь, приветствуя знакомых прохожих и автомобилистов.
Когда я был готов двинуться, время оставшегося светового дня уже поджимало, и надо было поторапливаться. Поэтому я делал снимки в основном на телефон и почти не доставал камеру. Вот была бы у меня маленькая мыльничка, которая помещалась в карман джерсухи — было бы идеально. В этом сезоне обязательно обзаведусь. К сожалению, бэкап фоток с телефона куда-то пропал, и у меня остались только немногочисленные снимки с камеры и то, что я выложил в Инстаграм.
Типичная свалка авторазборка. Таких тут много.
До Улцини домчал быстро. На въезде в город встретил двух ребят, упакованных по турингу. Конечно, я с ними сразу стал знакомиться Оказалось, что это бразильцы! Они ехали из Тирана (Албания) до Барселоны. Мы покушали в кафе на береговой линии, сделали фото на память, и я поехал дальше.
От Улцини в сторону границы Албании идёт красивая дорога сквозь горное ущелье. Трафика в тех местах почти нет, зато есть коровы, идущие так, что занимают всю ширину дороги. Потихоньку объезжал их по обочине.
После пересечения границы с Албанией дорога резко испортилась. Асфальт, по которому едешь, как по тёрке, был вплоть до въезда в Шкодер. Места там совсем бедные. На меня оборачивали головы почти все люди, мимо которых я проезжал. В городе много велосипедистов, и даже есть инфраструктура для них! Но, конечно, у всех совершенно обычные велосипеды. Там велик — это просто средство передвижения. Никаких понтов Правда, одного шоссера я все же увидел, и он даже был похож на местного. В городе не сильно задерживался, поколесил немного по центру, посмотрел, как живут люди, и поехал на север в сторону границы. Здесь уже начался хороший асфальт и широкая обочина, ехать было комфортно. Но смотреть совершенно нечего.
Мост перед въездом в Шкодер. В кадр совершенно магическим образом попала Альфа. Я их, видимо, притягиваю
На первом снимке на горизонте видно Скадарское озеро, на втором оставшийся позади Шкодер
Проезжая сквозь небольшой город Коплик, немного поразился происходящему на улицах. Они выглядели так, как будто здесь недавно разворачивались военные действия. По обеим сторонам дороги были разбитые дома, частично отсутствующее дорожное покрытие, огромные ямы на тротуарах. Когда мне оставалось совсем немного до границы, солнце садилось, и я понимал, что когда доберусь до Подгорицы, будет уже темно.
На подъезде к границе остановился, чтобы сфотографировать вид на озеро, и непонятно откуда услышал колокольчики. Я обернулся, но рядом никого не было. «Что за чертовщина?!» — подумал я. Оказалось, что это козлы забрались на крышу постройки и палили всех оттуда.
Я сделал этот кадр, когда до Подгорицы было примерно 10 км, а до дома в Баре 75 км. Трасса меня не пугала, но вот то, что мне предстояло пересечь горный перевал ночью, казалось одновременно и увлекательным и опасным делом. По рассказам Саши Тананова, который уже катался в этих местах, отбойников в горах нет, а скорость набирается приличная, даже когда едешь на тормозах.
На въезде в Подгорицу остановился на заправке, пополнил запас воды и перекусил. Это дало сил двигаться дальше. Выезжая из города, мне повезло сесть на хвост микроавтобусу. Держался в метре от него и был в аэромешке, что позволило мне двигаться наравне с ним под 70 км/ч! Меня это настолько обрадовало, что, когда мы разъехались, примерно через 8 км, у меня ещё долго не сходила улыбка с лица :) Дальше была обычная трасса, вплоть до Вирпазара, с редко проезжающими машинами и столбами освещения, так же редко то появляющимися, то пропадающими.
Дальше началось самое интересное. Мне надо было забраться на горный перевал. Никакого освещения на подъеме, само собой, не было. По обеим сторонам дороги был лес и горы. Я ехал при свете одного налобного фонарика. Атмосфера, ребята, неописуемая! Несколько раз, когда я проезжал деревеньки из двух-трех домиков, за мной увязывались местные собаки. Приходилось жать изо всех сил и громко материться. Зато очень успокаивало, что если что-то случится, есть у кого попросить помощи. Местной симки я не покупал, потому что пользовался исключительно вайфаем, а карта дорог была закачена в велокомпьютер. И это было ошибкой. В картах навигатора не было дороги, по которой я ехал, и ориентироваться на местности можно было только по указателям. Вместе с этим, как назло, мой московский Интернет перестал работать. Короче говоря, мегафейл. Таким образом, на нужной развилке я поехал не туда. Ночью мне показалось, что это то самое место, где дорога должна спускаться вниз. И она спускалась.
Только совсем не туда, куда надо :) Воодушевленный тем, что подъем закончился, я лихо спустился с гор и приехал, внимание, снова в Вирпазар. Моему разочарованию не было предела. Оказывается, рядом с дорогой, по которой я поднимался, была параллельная дорога, по которой можно как подняться, так и спуститься. Вот на неё-то я и попал.
Было уже порядком холодно, и забираться снова в гору никак не хотелось. Миролюб объяснял, что добраться на велосипеде из Вирпазара в Бар можно только через этот перевал, потому что автомобильная дорога идёт сквозь туннель, по которому на велике запрещено ехать. Да кто меня остановит, подумал я, и решил попытаться. К моему сожалению, туннель меня встретил шлагбаумами, пропускными пунктами и охранниками, которые сразу подбежали и остановили меня. Что ж, видимо, надо ловить попутку.
Несмотря на всё, я считаю себя везучим парнем. Вторая машина, которую я остановил, оказалась минивэном, и её вел Бобо из Подгорицы, который тоже гоняет на шоссейнике! Бобо довёз меня до Бара. По дороге говорили про велоспорт в Монтенегро, и он мне показал вот это видео.
Казалось бы, что вот я уже дома, вот въезд в Шушань и уже знакомый магазинчик с продуктами. Но нет. У меня хорошо с ориентированием на местности, и если я где-то один раз проехал, без проблем запоминаю дорогу. Но тут сам чёрт ногу сломит! Правда. Во-первых, там огромный градиент на подъем, ехать на велике без сил было супертяжело. Во-вторых, вокруг — друг на друга похожие домики и куча развилок. Попытавшись несколько раз спуститься и подняться, я так и не нашел верной дороги. Пришлось звонить брату Миролюба и просить помощи. После часа ночи я был дома и сразу упал спать.
Из всех моих одиночных поездок, эта, без капли сомнения, была самая запоминающаяся.
День 4. Бар — Улцинь — Бар
Вечером четвертого дня мне надо было перебраться на яхту, поэтому никаких длинных поездок не планировал. Миролюб предложил прокатиться в сторону Улциня с его другом, и я охотно согласился. Половина маршрута проходила по дороге, по которой я ехал в предыдущий день. На перекрестке, где я свернул на восток в сторону границы, мы поехали на запад по небольшой проселочной дороге. Очень приятный трек. Накатали 93 км.
По приезду я собрал рюкзак для яхты, поужинал и поехал в город к Миролюбу, где мы по традиции попили кофейку, и я отдал ему велосипед. Капитан яхты ждал нашу команду в Будве. Добрался туда на такси с двумя русскими попутчицами. По стоимости это вышло аналогично автобусу, но гораздо быстрее.
Дальше были 6 дней безделья, морской романтики и вкусной еды. Почитать про наш поход на яхте можно вот тут.
Приехал в марину Будвы, иду на яхту
Какие-то весёлые мужики с гитарой на соседней яхте
День 11. Бар — Подгорица
Вечером одиннадцатого дня мы пришвартовались в Баре. И у меня уже был план. Я не мог смириться с тем, что не замкнул кольцо в своей поездке вокруг озера. Надо было это исправить.
Позавтракав, пошел к Миролюбу за велосипедом. Господи, как же долго ходить пешком! Мы попили кофейку, я рассказал ему про наш небольшой поход на яхте, пожали друг другу руки и попрощались. Теперь мне надо было вернуться на яхту, чтобы забрать остальные вещи и попрощаться с командой.
Полный сил и энтузиазма я набрал 815 метров высоты за первые 19 километров. В Черногории очень популярен баскетбол, поэтому площадки и кольца можно встретить в самых неожиданных местах.
Внизу на горизонте виден Бар! До верхней точки ещё далеко.
Здесь до меня доносились голоса и песни местных жителей. Видимо, у кого-то был праздник.
Рядом с Туджемильской стеллой. Здесь в 1042 году князь Воислав разбил византийское войско, вернув государству независимость. Только саму стеллу я что-то не сфоткал.
Заехал! Это самая верхняя точка перевала. Глупые собаки, охраняющие козлов, погнались за мной, когда я подкатился поближе чтобы их щелкнуть. Бандит в лайкре, в самом деле, да?
Чтобы не замёрзнуть на спуске, остановился надеть ветровку. До уже знакомого Вирпазара оставалось 20 км. И всё время под уклон, великолепно!
Остров Враньина. Вдоль него идёт дорога на Подгорицу, по которой я уже ездил.
Въехал в Вирпазар. Лупить напрямик до Подгорицы было слишком легко, поэтому решил одолеть ещё один перевал. Солнце уже садилось, но теперь я был опытный и отважный. Доберусь!
Правда, с навигацией мне снова не повезло. На гармине садилась батарейка, и когда я полез в сумку за мини-юэсби, чтобы поставить его на зарядку от павербанка, обнаружил, что провода нет. Решил, что, скорее всего, забыл на яхте. На самом деле, навигация мне была не нужна, а вот полный трек записать очень хотелось. Выручил айфон. Запустил страву на нём. Соединить треки, чтобы данные были верными, оказалась ещё та задачка, но у меня получилось. Как сделал, увы, уже не помню.
Справа Вирпазар, а за ним горы через которые я ехал
Сразу после моста через речку Черножевику в одноименном поселке неудачно наехал на камень и рухнул с велика, разбив коленку. Пришлось там задержаться на некоторое время, пока останавливал кровь. До Подгорицы оставалось порядка 30 км. Как начал ехать, сначала коленка побаливала, но потом прошла. Все последующие дни, когда я был на велосипеде, никаких проблем не было, но стоило с него слезть и начать её сгибать, было довольно некомфортно. Особенно хреново было это делать в штанах. Пластыри проблему не решали.
На фотографии ниже впереди — огни Подгорицы. Осталось совсем чуть-чуть. Спуск, который начался с этого места, очень помог, силы были на исходе. Добравшись до начала окраины города, тормознул в первом же магазине и купил несколько больших сладких булок с кофе Теперь можно было ещё столько же проехать! Ха-ха. Кстати, по расстоянию получилось не так много — всего 87 км. Откровенно говоря, меня выматывали не столько подъемы или езда ночью, а то, что я ехал один. Это, знаете, немного морально давит. Всё-таки хотелось с кем-то поговорить или, в конце концов, сфотографировать кого-нибудь, кроме своего велосипеда.
Добравшись до хостела, сходил в душ и завалился спать. Всё, как обычно.
День 12. Подгорица — Никшич
До отлёта домой мне оставалось ещё 5 дней. Четкого плана, куда поехать, у меня не было с самого начала поездки. Проколесив по всему побережью на юге, было очевидно, что надо двигаться на север. Выбор пал на Жабляк. Там же находится национальный парк Дурмитор, который очень впечатляюще выглядел на картинках в Интернете. Наиболее логичный путь туда был через Никшич. Тем более, гнать и ломиться в гору ночью чего-то уже не особо хотелось. Поэтому принял решение спокойно добраться до Никшича и там переночевать.
Перед отъездом надо было купить новый провод mini-usb для своего старичка гармина. Это оказалось немного сложнее обычного, но я его нашел. Позавтракал и выдвинулся в 12 часов дня. Кстати, местные пекарни просто супер! Я постоянно брал пару булок с собой в дорогу.
Тут меня ждала очередная засада. На улице начался дождь! Начало октября на календаре, ничего не попишешь. Были мысли закупить винца и остаться на один день в хостеле, но куда это годится? Надо было ехать. Приколы и на этом не закончились. Остановившись под навесом ресторана переждать дождь, я заметил, что покрышка на заднем колесе закончилась. В нескольких местах резина была срезана до корда. Вот так сюрприз! Где я тут куплю новые покрышки, блин?! Внимательнее оценив ситуацию и предположив, что я мог ещё вчера ехать с такой резиной, и она до сих пор держится, значит, должна ещё покатать меня. Авантюра, короче говоря. Дождь закончился через полчаса, и я, наконец-то, выехал.
Дорога до Никшича абсолютно плоская и ничем не примечательная. На пути был только один апхилл на 500 метров высоты. Там я достал фотоаппарат и сделал несколько снимков. Меня снова стала смущать погода, которая начала портиться после подъема. Дул ветер, упал градус, и небо затянуло тучами.
Когда я въехал в Никшич, начал понемногу капать дождь, в скором времени превратившийся в ливень. Добравшись до хостела, я был полностью мокрый. Остаток дня провел под крышей, один раз выбравшись за продуктами. Очень и очень скучно.
День 13. Никшич — Котор
Проснувшись утром, я неважно себя чувствовал. Не сказать, что у меня что-то болело. Просто общее состояние было никакое. За окном небо по-прежнему было затянуто тучами, и единственное, что мне хотелось — телепортироваться к морю и тёплому солнцу. Тогда я решил, что надо собраться с силами и катить в Котор. Дурмитор подождёт.
Это был самый изматывающий выезд за последний год. Точнее сказать, изматывающие первые 35 километров. В лицо дул ветер, был постоянный подъем, пусть и с небольшим градусом, педали не хотели крутиться, лапы ломило, хвост отваливался. Когда начался первый спуск, я просто перестал крутить педали до того момента, пока скорость не упала до неприлично маленькой цифры. Ни одного кадра, ни на телефон, ни на камеру, я за это время не сделал. Добравшись до шпильки на дороге, недалеко от Которского залива, я увидел пролив, от которого, судя по карте, до Котора рукой подать. На радостях погнал вниз на полных парах, обгоняя черепах на автомобилях. На этом спуске компьютер периодически показывал больше 80 км/ч! А длился он ни много ни мало — 10 километров.
Около воды был сильный ветер, который дул снова в лицо. И теперь уже я тащился как черепаха. Мимо меня проехал местный шоссер, и я было попытался его догнать, но сразу же понял что, это бесполезно. Куда интереснее было догонять кофеек и булочки в кафе на берегу с красивым видом.
На въезде в старый город Котора висел знак, что на велосипеде туда запрещено. Я с огромной радостью слез с этой адской машины, и тут же ко мне подошел немец с женой. Сначала расспрашивал меня про велосипед, потом про Путина, а потом советы разные давал. Приятный мужик, хоть и немного навязчивый.
Остаток дня провел в режиме обычного туриста, гуляя по городу.
День 14. На своих двоих
Следующие три дня в плане велопоездок были особо ничем не примечательны. Больше никаких перевалов и ночных дорог. Но красивые картинки всё равно ещё будут Котор оказался довольно приятным городишком, захотелось тут задержаться и спокойно погулять по окрестностям. Вместе с этим в хостеле я познакомился с русской девочкой Софьей, которая ждала здесь подругу из Жабляка. Она с радостью согласилась составить мне компанию. Оказывается, как я потом узнал, на днях в Жабляке выпал снег, да так хорошо, что оттуда сутки не могли выехать туристические автобусы. Представляю, как бы я влип, если бы добрался туда на велосипеде. Ух!
День 15. Котор — Херцег-Нови — Котор
Я — ленивая жопа. По-хорошему, в этот день мог сгонять в национальный парк Ловчен, который находится прямо около Котора, а дорога к нему идёт через офигенный серпантин. Но я решил прокатиться с девчатами до Херцег-Нови, в котором уже был, когда ходил на яхте. Ну, ничего, не последний раз в Монтенегро.
Пока девчата отдыхали в кафе, я докатил до марины сделать парочку фотографий на память. Буквально неделю назад в этом месте мы швартовались на яхте. Фоток города не делал, во время яхты было уже достаточно нащелкано.
Кратчайший путь добраться из Котора в Херцег-Нови — сесть на паром. Иначе, надо объезжать полностью весь залив.
Посёлок Каменари. Впереди виден паромный причал.
Билли Гиббонс угарел по турингу. 7000 км сделал.
Прерывистая красная линия на дороге — огонёк велосипедиста
В этот же вечер я добил вторую коленку. Около станции велопроката, где девчата сдавали велики, зацепился педалью за железку и рухнул. Мастер вождения велосипеда.
Такой вот сложился день.
День 16. Завершающий. Котор — Тиват
Мой самолёт в Москву улетал рано утром из аэропорта Тивата, и чтобы не опоздать, надо было перебраться к нему поближе. Товарищ, у которого я изначально планировал остановиться, дал мне контакт своего друга, фотографа из Тивата. Отлично, будет о чем поговорить с коллегой! Ближе к обеду я выехал из хостела Котора и не спеша покрутил педали по уже знакомой дороге вдоль залива.
Как медленно я не старался крутить, любуясь видами вокруг, не успел моргнуть глазом, как оказался в Тивате. Здесь отстроили очень крутую марину, в которой я тоже уже был. Тотал лухари для Монтенегро. Встретил там серьёзных дядек на черных мерседесах. «Местная мафия», — подумал я. Кстати, в этой марине есть душ, и он без проблем доступен любому желающему. Так что, если будете туринговать по этим местам, возьмите на карандаш. Потом некоторое время посидел на набережной, посмотрел на парусный корабль Ядран, построенный в 1931 г. и реконструированный в 1957 г., покушал и поехал к Сергею, тому самому фотографу.
Серёжа так же, как и я, снимает свадьбы, причем преимущественно на пленку! Почейкате его Инстаграм. Красивый. А вот это его жена Таня, она профессиональный стилист. Это я к чему, ребята. Когда вы, наконец, решите провести свадьбу в Черногории, мы придумаем для вас супер-спешл условия и найдем самые красивые виды. Мне очень хочется провести съемку в этих местах! Помните об этом
Остаток дня мы все вместе гуляли, ели мороженку, гурманскую плескавицу, и я смотрел мультики с их сыном. Вечером закрутил велик в пленку и был таков.
Правда, на утро приключения не закончились. Что ж, не привыкать. «Монтенегро Эйрлайнс» перенесли мой рейс без оповещения в аэропорт Подгорицы. Блин, ребята, знал бы я это с вечера, покатил бы туда новым маршрутом на велике! Но я вовсе не серчаю на них и даже рад. Вместо того, чтобы ехать со всеми на автобусе, который забирал людей только через несколько часов, попробовал местный автостоп. Не то чтобы очень быстро поймал машину, но и долго не стоял на трассе. Первые, кто останавливался, меня же и забирали. На двух машинах добрался из Тивата в Подгорицу. Ехать утром по горной дороге было особенно красиво!
Времени — вагон, велик уже запечатан, и, как бы, не покататься. Оставил его в подсобке кафе в торговом центре и пошел гулять. Подгорица мне не особо понравилась. Ни архитектуры, ни нормальных общественных пространств. Город как город. В маленьких городках приятнее. Но лучшее, что есть в Черногории — это природа. Подальше от людей и цивилизации.
Фотографии сделаны на Sony A7 II + Zuiko 28 2.8 + Zuiko 50 1.8
Всем удачи, друзья. Берегите себя.
8 дней велосипеда, 670 км дороги, две разбитые коленки.