Велопоход по маршруту: Н. Тура - Ис – Павда – Кытлым – Карпинск – Североуральск – Ивдель - Полуночное - пос. Северный - пос. Вижай - пос. Ушма (нежил.) - г. Чистоп ( 1290 м ) - р. Малая Тошемка - г. Салатим - пос. Тохта (нежил.) – ГУХ - р. Велс - Сибиревский Прииск - ГУХ – хр. Кошма пос. Северный – Ивдель
Сроки: 04.08 - 19.08.2006. (14 ходовых дня).
Пройденное расстояние: 771 км (асфальта - 168 км).
Суммарный набор высоты: более 6000 м.
Категория сложности: 5
Определяющие препятствия маршрута:
1 РПП. Павда – р. Кушва. 2
2 ГПП. Подъем на перевал Колпак 3
3 РПП. Приток р.Шегультан – р.Сосьва 2
4 ГПП.Подъем г.Чистоп 5 (первопрох.)
5 РПП. Траверс хр.Чистоп 5 (первопрох.)
6 РПП. р.Мал.Тошемка - Юрта Бахтиарова - Тохта 4 (первопрох.)
7 ГПП. Подъем отрог г.Эквачахль 5 (первопрох.)
8 РПП. ГУХ - исток р.Велс – Сибиревский Прииск 4 (первопрох.)
9 РПП.р.Ивдель – хр.Кошма - п.Северный 5 (первопрох.)
* ГПП-горные протяженные препятствия РПП -равнинные протяженные препятствия
Участники похода № Участник Роль в группе
1 Феоктистов Павел
Ильич руководитель,фотограф
2 Гольтяков Алексей Борисович завхоз, видеооператор
3 Замятин Дмитрий Олегович Штурман, завснар
4 Корбут Даниил Евгеньевич Механик
5 Соколовская Ольга Владиславовна Врач
Описание маршрута
Концепция похода
Схема маршрута Основная задача для группы стояла в следующем. Пройти новый маршрут в малопосещаемом районе России. До нашего похода в этом районе было совершено 2 велосипедных похода 5 к.с. (группа Фесенко и москвичей). Но эти два маршрута не затрагивали северо-восточную часть Северного Урала. А в 1992 г . в рамках экспедиции «Большой Урал» группа Рундквиста прошла на велосипедах до р.Ауспия, но они передвигались по главной дороге этого района.
Главная цель – пройти по максимуму дороги Севера Свердловской области, которые указанны на карте, в рамках логичного велосипедного маршрута 5 к.с.
Были также поставлены следующие задачи для группы.
Освоение нового района, для дальнейшего использования как туристического полигона велотуристами Екатеринбурга.
Разведка дорожной сети в данном районе
Осмотр и описание населенных пунктов на наличие живущего населения и вообще существования оных.
Отработка прохождения локальных препятствий характерных для данного района и для тайги, в общем.
Испытание снаряжения и велосипедов
Посетить на велосипедах одно из самых загадочных мест Северного Урала – г. Чистоп.
А так как это новый район с достаточно сложными условиями, то было принято решение о прохождение начального линейного участка маршрута в горнозаводской части Северного Урала. Причина - постепенный переход от цивилизации к полному отсутствию населения, дабы отработать технику прохождения ЛП и ПП.
Подготовка и организация похода
К походу в этот район группа начала подготовку в начале апреля. Был организован полноценный тренировочный цикл почти как для спортсменов по велоспорту. По месяцам подготовку можно распределить так:
Апрель - велосипедная тренировка легкой нагрузки по шоссе + между велотренировками ОФП и бег по сильнопересеченной местности.
Май - велосипедная тренировка средней нагрузки по грунтовым дорогам + бег с грузом вверх в гору.
Июнь - велосипедная тренировка сильной нагрузки по сильнопересеченной местности и лесным дорогам + комплекс подготовки по технике работы с веревкой (переправы)
Июль - велосипедная тренировка максимальной нагрузки в первой половине месяца, и вторая половина в легком стиле. В тренировку включены были ЛП для данного района; болота - 14 км. (месяц), каменистые россыпи - 10 км., буреломы и заросли 17 км. Все это тренировалось с баулом.
По неделе тренировки распределялись следующим образом:
Вт. - ОФП или техника преодоления ЛП вечером после работы.
Ср. - Велотренировка.
Пт. - ОФП или техника преодоления ЛП вечером после работы.
Сб. - Вс. велосипедная тренировка в естественных условиях.
За всё время подготовки было пройдено на велосипеде порядка 4000 км.
Техническая подготовка к походу. В ходе тренировочного цикла участники присматривались к велосипедам, выявляя особенности поведения техники в условиях таежного бездорожья. Основные позиции, которые сформулировали участники.
Не мочить цепь, по лужам лучше переходить, а не ехать на велосипеде. Смазка стирается после 5-6 заездов в лужу и цепь начинает работать на износ.
Брать с собой тормозные колодки из расчета комплект на 5 дней.
Покрышки с большим протектором и запасные камеры из расчета 2 штуки на 1 человека.
Широкие обода, шириной не меньше 24 мм. С узкими ободами на россыпях рвутся боковые стенки покрышек.
И самое главное были облегченны по максимуму велосипеды. Самый легкий велосипед был у руководителя 9.9 кг. Вес велосипедов был лимитирован не более 12 кг.
Перед походом были заменены следующие позиции; покрышки, камеры, колодки, задние втулки, тормозные троса, педали, каретки и цепи. Все это позволило уменьшить ремонтный набор с 2.5 кг до 700 гр.
По снаряжению тоже были сделаны доработки.
Схема баул с лямками не подходила (вследствие небольшой протяженности пеших переходов) и поэтому была принята схема переметных сумм по бокам и штурмовой рюкзак 70-80 литров.
Снаряжение тоже было жестко лимитировано по весу. Личное не более 10 кг., групповое не более 3,5 кг. на человека. Аптечка уменьшена до 800 гр., ремнабор до 700гр.
Все эти меры позволили пройти без проблем столь сложный маршрут и в достаточно высоком темпе. У участников на начало маршрута было отличное физическое состояние, с большим запасом прочности. И даже затяжной период непогоды не сломил дух участников.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Участок Н.Тура - Павда - Кытлым.
Выход легкий до Павды, пока есть дорога с постоянным потоком машин. Машины встречаются каждые 10 мин., кроме участка Двадцатка - Стар.Ляля. Но и там попадаются лесовозы через каждый час. После Павды дорога становится разбитой лесовозами. На всем 45 километровом участке не встречаются машины, поэтому эвакуация возможна только собственными силами. Как вариант одного участника в п.Павда или Кытлым, в зависимости что ближе. В этих населенных пунктах всегда есть техника, проходящая по этим дорогам.
Участок Кытлым - Ивдель.
Аварийный выход максимально легкий, так как маршрут проходит по осевой транспортной магистрали Севера Свердловской области.
Участок Ивдель - Ушма - хр.Чистоп - ГУХ - Сибиревский прииск - Ивдель.
Аварийный выход с продвижением на север становиться очень сложным. До Ушмы еще реально в течение суток добраться до ближайшей больницы. А вот дальше становится проблематично. Уже в километре от дороги попадаешь в совершенно дикую тайгу, с буреломами. И чем дальше от дороги, тем дольше выходить. От вершины г.Чистоп требуется только день на выход к дороге. В долине р.Мал.Тошемка самый простой выход по реке, по колено в воде. На берегу нет даже намека на тропу. От ГУХа проще уйти на запад через Чувальский камень к р.Вишера. Еще один вариант в верховья р.Бол.Мойвы до кордона Вишерского заповедника, так есть радиостанция, но реальной медицинской помощи не дождаться. От Сибиревского Прииска сложней всего выбраться. На запад путь отрезают болота долины Велса. На восток по глинистой лесовозной дороге, которая не просыхает даже в жару, и скорость прохождения 3-4 км/час. На прииске есть бригада рабочих и бригада золотодобытчиков, с цивилизацией общение посредством вертолета. На вертолете увозят вахтовиков и забрасывают продукты. Рация есть у начальника прииска, можно вызвать вертолет (но насколько реально он прибудет?). По этому наша рекомендация - если чувствуете, что могут возникнуть проблемы на участке Тохта - ГУХ - Прииск - Северный, то лучше отступить и вернуться в Вижай.
Описание прохождения маршрута по дням
4 августа, день первый, пятница
Н.Тура - Ис - Черничный - р.Нясьма Асфальт, грунтовка, рельеф ровный. 71 км
Общее время 06.00 Ходовое время 03.25 Ясно, +10-19.
Урочище Двадцатка
Приехали в Н.Туру по расписанию. У вокзала долго пристегивали велорюкзаки к багажникам. Вокзал достаточно примитивный, маленькая комната ожидания. От вокзала поехали на запад вдоль ж.д. дороги и реки Тура. Через 1 км. пересекли мост и направились по дороге в сторону п.Ис. Еще через 1 км. проехали около КПП закрытого города Лесной. Далее пересекли дачные массивы, где набрали воды. После пригорода заехали в лес на 300м. и сварганили обед.
Дорога - хороший асфальт, но много машин. После небольшого подъема долгий плавный спуск к р.Выя.
Жить в России, быть героем От д.Бушуевки постепенный набор высоты вверх на террасу долины. После горки , на спуске нас обогнал военный тягач курганского Автозавода с экскаватором на борту. Неприятное ощущение, когда такая махина обгоняет. Очередная горка и дальше спуск к п.Ис. В поселке заехали в первый магазин около въезда и купили продуктов. Вернулись назад к въезду в поселок и повернули налево в сторону моста через р.Ис. После моста первый прокол, чинились 10 мин. После п.Сигнальный асфальт закончился и мы поехали по грунтовке. Постепенный набор высоты.
После перекуса двигаемся дальше. Пыльно и много оводов. Периодически проезжаю лесовозы. Мост через р.Бол.Нясьма. Дорога резко ухудшилась с лесной накатанной до каменистой грунтовой. Скорость заметно упала, тяжело ехать, особенно когда начали пониматься на террасу. Поселок Черничный, в нем летом живут люди из Лесного. Есть колодец с водой. Жара усиливается. После поселка замечаем красивейшую поляну около р.Бол.Нясьма. Решаем остановиться на ночь
5 августа, день второй, суббота
р.Нясьма - п.Стар.Ляля - Павда Асфальт, щебень, каменистая грунтовая дорога. 49 км
Общее время 11.20 Ходовое время 5.35 Ясно,вечером дождь, +10-17.
С утра позволили себе поспать, а потом устроили купание на реке, как чувствовали, что покупаться, ради отдыха более не получится.
Со свежими силами ребята рванули на скорости 25 км/час до Стар.Ляли по накатанной лесной дороге. Въехали в поселок, выглядит вымершим, много пустых домов. Местное население видели только однажды. Мост через р.Ляля выглядит достаточно ново. После моста резкий набор высоты на террасу. Набор высоты порядка 70 м. Странно, никто не пошел пешком, все заехали. Еще через пару километров выехали на трассу Н.Ляля - Павда.
Косьвинский Камень После поворота начался асфальт буквально через 200м. Скорость сразу возросла, машин мало. На горках видим вдали у горизонта Уральские горы. Через 10км. асфальт также резко закончился, как и начался ( притом что на спуске). Это было так неожиданно, что у руководителя после выезда на грунтовку пробило колесо, пришлось останавливаться и менять камеру. Оля пожаловалась на скрип внутри рулевого стакана, этому ни кто не придал значения, думая, что это из-за пыли. После замены камеры проехали низину с поворотом на д.Юрты. Очередные горки, зато дорога не скучная! При въезде в поселок открылся потрясающий вид на Косьвинский Камень, вот только тучи не понравились. В поселке одна центральная улица, на ней находятся ближе к церкви несколько магазинов. Рядом с магазинами можно набрать воду с колонки. Закупив продукты (на два дня), выдвинулись на окраину. Отъехав 1 км. от поселка пошел ливень. Остановились на обед
После обеда сидим под тентом, а дождь все идет и идет. После 3 часов сидения решаем здесь же остановиться на ночь. Время позволяет. Дождь утих только после девяти часов вечера.
6 августа, день третий, воскресенье
Павда - р.Кушва - перевал - Кытлым - р.Иов Лесовозная дорога, размытые глинистые участки, каменнистая грунтовая дорога. Заезд на перевал. 69 км
Общее время 11.30 Ходовое время 7.05 Моросящий дождь, облачно,+10-16
Всю ночь шел дождь. Дорога размокла, много разнообразных луж. Идет дождь снизу мокро, вода повсюду. Вся дорога до реки это какая-то водная феерия, то болото, то лужи. Пересекли р.Березовую и газопровод. На дороге стали попадаться много крупных камней. А после очередной лесовырубки дорога совсем испортилась. Подьем на пер.Колпак Много грязи, глины и камней. Через 2 километра перекресток, и направо и налево дорога лучше, а нам надо вверх. Направо дорога скорей всего идет на Сухогорье. После переправы через р.Кушву глинистая грязевая лесовозная дорога набирает высоту. Через 5 часов выползаем на последнем дыхании на перевал. Дождь то идет ливнем, то мелко накрапывает.
Перевал широкий, по сторонам от дороги небольшой елово-пихтовый лес. Видимости практически нет. Отдохнув на перевале 10 мин. начали спуск вниз (больше пробыть не дал холодный ветер). Спуск веселый, много камней и коряг и все это замешано на жидкой грязи. Много промоин от ручьев. У Ольги скрип в рулевой все сильней и сильней. При въезде в Кытлым пресекаем р.Лобва, она пересохла, и переходиться прямо на велосипеде. Это даже не брод, а так лужа больших размеров. Около Кытлыма, вдоль реки много отвалов. Это следы золотодобычи драговым способом, - какой вред природе, неприятное зрелище.
Кытлым проскочили не останавливаясь, многие из нас здесь были, хотелось поскорей к костру и сытному ужину, да и продуктов хватало. От поселка дорога, укатанная грейдерная дорога, тянется вдоль р.Лобва к Карпинску. Наша задача минимум на сегодня доехать до р.Иов. Потянулись плавные спуски и подъемы. После очередной горки р.Лобва свернула на юго-восток, и мы покатили в гордом одиночестве до р.Иов. На спуске вдали увидели долину реки. Мест для стоянки хватает, хотя берега заболочены. Рекомендуем на правый берег после моста. Встали на ночлег, хотя время позволяет ехать дальше. Мы решаем не гнать лошадей, а спокойно посушиться. Недалеко нашли сухой кедр. Теперь у нас отличные дрова. Погода вроде бы улучшается, да и GPS показывает рост давления. А то если будет и дальше дожди, то придется отменять северную часть маршрута. Не хотелось бы. После ужина разобрали рулевую Ольгиного велосипеда. То, что мы увидели, сразу же порушило планы Ольги на прохождение похода. Рулевая труба вилки погнулась и надломилась, при этом на спуске видимо от трубы увело чашки у рамы. После осмотра чашек стало очевидно, что Ольге придется менять раму, так как посадочное место разбило, и чашки больше не встанут на место. Делаем печальный вывод для команды, мы остаемся в чисто мужской компании.
7 августа, день четвертый, понедельник
р.Иов - Карпинск - Волчанск - Североуральск - р.Черемушка Грейдерная дорога, асфальт, бетонка.Слабопересеченная местность. 109 км
Общее время 10.30 Ходовое время 5.15 Переменная облачность, днем пару раз лили ливни, +8-16
Ночь дождя не было, у нас проснулась надежда, что не так все плохо. Североуральск
Для Ольги ловим попутку и отправляем в Карпинск с Алексеем. Там он её посадит на транспорт до дома и нас подождет на выезде из города в сторону Волчанска. Доев кашку и собравшись, бодренько двинулись в направлении Карпинска. Сразу же плавный подъем на отрог г.Иов, потом такой же плавный спуск. Через 12 км. проехали мимо перекрестка. Налево Каквинские Печи, направо более простая дорога на Павду через Черный Яр. Опять подъем и спуск до пионерского лагеря на р.Каква. Еще через 10-ток километров доехали до угольных разрезов. Погода практически солнечная, сильный ветер в спину. Недалеко от разрезов видим строительство обходной дороги вокруг Карпинска. Вот въехали в Карпинск, чистый красивый город. Особенно центр.
У выезда встретили Леху. Ольгу он оставил на ж.д.вокзале, поезд едет вечером, билет она купила. Водитель, который их довез на Газели не взял за доставку ни копейки. Алексей купил продукты на обед и перекус пока нас ждал. От города идет прямая асфальта - бетонная дорога, постепенно набирая высоту. Слева открывается вид на Конжаковский массив, красиво. Много грузовых машин. Проезжаем под ж.д. мостом. Не доезжая 4 км. до Волчанска дорога основная уходит налево вокруг города, а мы едем прямо в Лесную Волчанку. В центре города спутника памятник угледобытчикам. Прокол колеса. Магазины в ужасном Постсоветском состоянии. После Волчанки справа открывается вид на Волчанский угольный разрез. В Волчанске лучше ориентироваться по GPS. Центр Волчанска сделан в стиле сталинских времен. С трудом, найдя выезд, мы продолжили дальше наш путь, но при этом пока выезжали, прокололи колеса практически все. В общей сложности было 7 проколов, какое то проклятое место.
После Волчанска набираем темп и доносимся по хорошей асфальтовой дороге до Североуральска. Этот город самый северный в области, мимо которого проходили официальные велопоходы. Севернее информации по велопоходам нет, только в 1992 г. здесь проезжала команда Рундквиста, в рамках экспедиции "Большой Урал". Обычно в Североуральск приезжают со стороны Вогульского Камня, или наоборот.
Местные нас спрашиваю, мы случайно не земляки испанца, который за 2 недели до нас был. - "Не ребята, мы Русские".
От Североуральска в сторону Вогульского камня идет хорошая грунтовая дорога длинной 90 км. В Североуральске купили продукты на ужин и завтрак. Красивый, чистый город с церковью небесно-голубого цвета. На выезде сфотографировались у герба города. Проехали п.Третий Северный и п.Калья. Эти населенные пункты относятся по производству к горнодобывающей промышленности. По правую сторону стволы шахт. Останавливаемся на ночь у р.Черемушка. Едем четко по графику. Река закована в бетонную обшивку, мы сначала подумали, что река с отстойника. Но нам встретился местный житель и сообщил что все в норме. Реки специально заключают в бетонное русло, дабы не размывали почву. В этих местах очень много шахт.
8 августа, день пятый, вторник
р.Черемушка - Шегультан - Ивдель - Северный - р.Южная Талица. Грейдерная дорога, асфальт, бетонка.Слабопересеченная местность. 127 км
Общее время 11.10 Ходовое время 5.15 Переменная облачность,+9-17
Дежурные проснулись практически вместе с солнцем. Хорошая погода и все полны сил. До Черемухово 6 км. проехали не заметно. По правую сторону все те же стволы шахт. В п.Черемухово закупили продукты на обед и перекусы. До Ивделя нам предстоит проехать 60 км. , а населенных пунктов на пути нет. Через 7 км. пересекли по мосту р.Сосьва, а еще через 8 км. р.Шегультан. Не доезжая р.Шегультан километра совершенно неожиданно выскочили на глинистую грунтовую дорогу. То ехали по асфальту, то на тебе грунтовка с глиной. Трасса достаточно оживленна, много грузовиков с глиноземом и пустых. Пошел дождь и стало еще веселей ехать. Сначала мы старались не пачкаться и ехали аккуратно. Но после нескольких раз обрызгивания грузовиками, мы плюнули на все и поехали в полную силу.
По этому грязевому участку ехали на скорости 14 км/ч. Практически все водители грузовиков нам сигналили, и к Ивделю мы подъехали в полуоглохшем состоянии. Команда Дворец Культуры в п.Полуночное Участок грунтовки также неожиданно закончился через 9 км. И начался идеальный европейский асфальт, на котором можно играть в бильярд. Дорога постепенно набирает высоту. Пересекаем левый отвороток на месторождение алюминия Красная Шапочка. Проезжаем мимо пригорода Ивделя - Красный Октябрь. Заезжаем на горку и спускаемся к Ивделю Первому. Город Ивдель разделен на пять частей - Ивдель Первый; Ивдель Второй: Першино; Красный Октябрь и Ивдель Главный. ж/д вокзал находиться в Ивдель Первом. Заехали на вокзал, и узнали когда поезд домой идет, вечером. От вокзала до основного Ивделя 6 км. Главный Ивдель это последний северный оплот цивилизации в свердловской области. В городе есть практически все, даже музей Культуры Народов Севера. Делаем капитальную остановку, закупаем продукты согласно раскладке на 10 дней автономки. Обедаем на берегу р.Ивдель, столовой не нашли. Во время обеда проверяем все снаряжение. Только отъехали, прокол у руководителя. Заклеиваем и едем дальше.
От автовокзала дорога набирает высоту и поднимается на склон г.Троицкая Сопка. По пути пересекаем левый поворот на аэродром (регулярные рейсы в Екатеринбург) и подъезжаем к д.Талая. В деревне заканчивается асфальт, и мы его увидим только через 10 дней. Хорошая ясная погода. Не доезжая Полуночного, проезжаем мимо великолепного леса из темнохвойной ели, сказочное место. До въезда в поселок решаем найти в нем хоть одно строение, построенное пленными немцами в их стиле. Этот поселок в свое время состоял на 70% из пленных немцев. В поселке после упорных поисков нашли здание Культуры, выполненное в готическом стиле. Красиво. По пути к р.Талица проезжаем мимо левого поворота на месторождение цинка, которое разрабатывают. В п.Северный последний магазин. После поселка проезжаем мимо обогатительного комплекса и живописных карьеров с водой. Машин стало заметно меньше, одна на час. Проезжаем поворот на колонию строго режима Шипичный. Еще через час прибываем к р.Талица Южная. Мы читали до поездки про это место, и оно не разочаровало нас. Долина обрамлена красивейшими скалами, высотой до 50м. Находим чудную полянку около скалы Гребень, на берегу речки. Где-то в этих краях находиться знаменитый Пещерный ГУЛАГ. Вода в реке восхитительна, чистая и вкусная. Всем советуем это место для ночевки, это что-то не забываемое. Завтра сходим на разведку в верховья и поищем пещеры. Ночь была тоже под стать нашей стоянки, четкий Млечный путь и безоблачное небо.
9 августа, день шестой, среда
р.Южная Талица- Вижай - р.Сев. Тошемка. Грейдерная дорога, тропа, каменистая дорога. Среднепересеченная местность. 39 км
Общее время 12.10 Ходовое время 2.50 Ясно,+8-20
С утречка решили прогуляться в верховья речки, поискать пещерный ГУЛАГ. Долина р.Южная Талица Дорога Северный-Вижай На стоянке остался Леха. От места стоянки вверх по течению идет лесовозная дорога, но она заканчивается буквально через пару километров. Дальше поднимаемся по руслу реки, глубина около 30-40 см. За 2.5 часа доходим до избы в верховьях, пока ничего не обнаружили. Поднимаемся под скалы г.Сора. Интересные скалы, высотой до 30 м., но нет уже времени и уходим обратно на стоянку. Так мы не нашли пещерный ГУЛАГ, а жаль.
На стоянке Леха уже собрал все групповые вещи и приготовил обед. За наше отсутствие он привел велосипеды в порядок, все смазал и отрегулировал, ему нечем было заняться. От реки подъем по каменистой грунтовке вверх на террасу. Появляется много луж. Некоторые глубиной 30-40 см. После развилки Вижай-Бурматово, дорога совсем испортилась. Каменистая горная дорога с обилием камней, такие дороги более характерны для Кавказа или Тянь-Шаня. Поднимаемся на склон г.Тамунёр.
Перекур и долгий 10-километровый спуск к поселению Вижай. Около Вижая самый каменистый участок, рекомендуем сильно не разгоняться. На въезде в Вижай стоит единственный жилой дом, там живет мужик с подозрительной физиономией. У него есть УАЗик и трактор. Это единственный вариант выбраться на большую землю на транспорте. Есть конечно вариант проходящие машины охотников и лесорубов. От поселка спускаемся к р.Вижай. Когда-то мы здесь были в 2003 году, через реку был деревянный мост. На данный момент его сожгли и построили типа понтона железобетонного.
Наши велосипеды Около моста встретили местного жителя из Полуночного, расспросили про дорогу. После непродолжительной беседы он сказал напоследок - "Вы безумцы, на велосипедах, да в тайгу, но удача всегда на стороне одержимых".
От моста плавный подъем вверх на террасу. Дорога лесная укатанная. Через 6 км. проехали мимо левого поворота на п.Верх.Вижай (нежил.). Внимание: дорога начинается ближе, чем по карте на 3-4 км., она хорошо накатана.
Устроили перекус. Красивые места и тепло, комаров практически нет. После достаточно быстро доехали до р.Сев.Тошемка. Мост отсутствует.
10 августа, день седьмой, четверг
р.Сев. Тошемка- р.Ушма - отрог Чистопа - р. Бол.Тосамья. Каменистая дорога, лесная дорога, бездорожье. Среднепересеченная местность. 47 км
Общее время 13.45 Ходовое время 8.20 Ясно,+4-22
С утра у нас была зарядка в виде переправы через реку. Глубина реки доходит до 1 м., скорость течения около 1-1.5 м/с. Ширина реки около 30-40 м. Переправа заняла минут 40. После переправы подъем на террасу по разбитой лесовозной дороге. Развилка, нам налево (мы постоянно идем налево - плохой признак :-)). От реки набор высоты порядка 100 м. После подъема плавный спуск до р.Витим-Ятия, мост проходим только для пешеходов. Тоже самое на р.Тосамья. р.Северная Тошемка Переправы Проехали мимо обширных вырубок лесозаготовщиков, много стволов валяется и гниют. Опять подъем. Встретили лесников на Джипе, они рассказали про сеть дорог. Едут из поселения Ушма, туда переселяют Манси, по программе "Поддержка малых народов Крайнего Севера". Азимут через бурелом Доехали до р.Ушма. Начинаем поиск дороги в направлении Чистопа.
После поисков нашли заросшую лесовозную дорогу в направлении Чистопа. Движемся по ней, вдоль ручья вверх. Через 4 км. дорога закончилась и мы были вынуждены пробиваться так через бурелом. Но сначала пообедали, кто знает что впереди. В итоге мы забрались на отрог г.Чистоп и по заросшим камням и бурелому спустились вниз в долину р.Тосемья.
На дорогу вышли уже в сумерках. Это был один из самых тяжелых переходов. Много поваленных кедров и пихт, а также густой подлесок нам не давал двигаться быстрее 1 км/час. По дороге прошли 200м. и заночевали у ручья.
11 августа, день восьмой, пятница
р. Бол.Тосамья - Чистоп - пер. Витим-Ятия . БТР дорога, тропа, бездорожье. Сильнопересеченная местность. 27 км
Общее время 11.40 Ходовое время 8.20 Переменная облачность, после обеда дождь,+10-16
Дорога на вершину начинается недалеко от р.Ушма. Сразу же от места ночевки крутизна на участке 500 м. 14-15% и набор высоты порядка 50 м. в дальнейшем склон выполаживается до 4-5%. Подъем идет по разбитой лесовозной дороге, которая местами заросла травой и кустарником, местами, на взгорках сухая каменисто песчаная. Эти участки в сумме не превышают 200 метров. На 2 км. пересекает приток р.Тосамья, еще через 500 м. второй приток, на этих участка дорога представляет собой грязевую "кашу" с крупными валунами. После этих переправ дорога становиться хуже, колея завалена валунами до 20-30 см., а середина поросла кустарником до 70-90 см. На 4 км. от дороги отходит ответвление налево, сильно заболоченная разбитая лесовозная колея. Судя по направлению, она соединяется с дорогой Ушма - Вижай.
Подьем на Чистоп р.Бол.Тосамья После отметки 6 км. дорога пересекает в очередной раз р.Тосамья, она длиной 15 м., глубина до 60 см. скорость течения 1.5м/с. После переправы дорога сохраняет прежнее состояние, но резко набирает высоту. Крутизна склона доходит до 15% и так дорога тянется на 1.5км. Появляются многочисленные валуны, своим ходом ехать невозможно. После подъема на отрог г.Железный Камень, дорога поворачивает на юг и серпантином набирает высоту, угол подъема 7%. Пересекаем два каменных языка осыпей по камням, завалы недавние. Видно как поломан лес. После 8 км. выезжаем после очередной крутой ступени на безлесной отрог Чистопа. Угол наклона 5-6%. Дорога становиться более сухой и по ней возможно двигаться. Но удовольствие закончилось через 1 км., и опять дорога стала каменистой труднопроезжаемой россыпью. На 10 км. решили сделать обед в верховьях р.Тосамья, дрова единичными ветками попадаются повсеместно на склоне. Верховья р.Тосамья это красивейшее место с каскадом водопадов. После обеда по куруму поднимаемся дальше вверх. По пути попадаются обломки РЛС, которая стояла на вершине. Взрыв и ветер раскидали обломки на несколько километров от вершины. Угол подъема возрос до 12% . Ближе к вершине опять выполаживается. Дорога доходит до самой вершины, хотя на картах показана, что не доходит. Вершина представляет собой плато с многочисленными строениями и огромным кол-вом мусора. Неприятное зрелище.
г.Чистоп База ПВО Препятствие начинается от главной вершины хр.Чистоп. От бывшей станции ПВО повернули строго на юг по склону вниз. Первые 1 км. спуска ехали просто по травянисто каменистой поверхности, без тропы. Примерно через 1 км. выскочили на пешеходную тропу идущую по осевой части хребта. Еще через километр тропа привела на седловину между вершинками. По левую сторону красивая долина р.Тосемья, с водопадами и множеством останцев причудливой формы. Чудное место. Дороги, которая уходит по этой долине вниз до дороги не существует, хотя на многих картах она показана. Перекур и опять подъем вверх, появляются поля курума. Приходиться спешиваться и тащить велосипеды рядом, а иногда на горбу. Очень тяжелый участок, осыпи 1А. Так преодолеваем 400 м. Темнеет, торопимся дойти до пер. Витим-Ятия. Желания ходить по камням с велосипедами в темноте, никакого. Опять спуск, достаточно значительный, на 300 м. Тропа становиться более явной, и даже возможно ехать, хотя сильно трясет. На перевал выехали уже в сумерках, велосипеды оставили на перевале. Палатку поставили ниже на склоне, ближе к границе леса, не так дует. Алексей ушел за водой, Димон и Даня за дровами (дров предостаточно в округе, в основном хворост). Вода далековато, в километре вниз, но существует тропа до р.Мал.Тошемка. Отбой. С перевала начал дуть ветер, палатку колбасит со страшной силой.
12 августа, день девятый, суббота
пер.Витим-Ятия - г.Острая Сопка - р. Мал.Тошемка . Тропа, бездорожье, зимник. Сильнопересеченная местность. 20 км
Общее время 12.40 Ходовое время 5.45 Облачно, после обеда морось, +14-13
Буреломы Чистопа Траверс хр.Чистоп На утро быстро поели и выдвинулись наверх, для дальнейшего траверсирования. Забрав велосипеды, начали подъем по травянисто каменистому склону. Крутизна склона доходит до 14-16 %, после подъема обнаружили чуть ниже тропу на восточном склоне. По тропе прошли не долго, буквально километр и опять потеряли в россыпях камней. Осыпь н/к - 300м. После полосы курума нашли опять тропу. Тропа ближе к перевалу становиться хорошего качества, почти все время едем. Опять набор высоты. После преодоления горки слева ниже по склону услышали журчание воды - р.Лохнья. Леха набирает воду, рекомендуем, недалеко от тропы. Тропа сильно заросшая становиться после пер.Витим-Ятия и лишь периодически на каменистых сухих площадкам хорошего качества. Но ехать возможно, если по ней не ходить то думаем лет через 5 зарастет. Триал на хр.Чистоп После речки мы проходим по тропе еще метров 500 и она поворачивает вниз в долину р.Лохнья. Идем уже пешком по склону в направлении горы Острой Сопка. Появилась облачность. Облака проходят прямо через хребет. Недойдя до вершинки нас накрывает облаком.
Идем по навигатору. Постепенно промокаем, принимаем решение спускаться вниз в долину р. Мал.Тошемка. Преодолеваем осыпь - 300 м. Дальше пересекаем границу леса. Бурелом, много поваленных деревьев, периодически проваливается в можжевельниковый стланик. Скорость упала до 200 м. в час. Приходить челноком проносить сначала велосипеды, потом рюкзак. Возможности прицепить велосипед нет, и рядом волочить тоже нет. Частая поросль деревьев осложняет ориентировку в пространстве. Единственная константа неизменна, это спуск, хотя иногда приходиться обратно подниматься вверх, дабы обойти завалы. За 5 часов спускаемся к реке. Проходим по зимнику еще шесть километров до нормальной поляны.
13 августа, день десятый, воскресенье
Дневка - км
- - Облачно, до обеда морось, +9-16
Делаем дневку, рыбачим и приводим снарягу в норму. Ремонтируем велосипеды.
14 августа, день одиннадцатый, понедельник
Мал.Тошемка - Бол. Тошемка – Бахтеярова Юрта – р. Тохта Тропа, бездорожье, зимник. Слабопересеченная местность с уклонами подъемов до 4 % и перепадами высот от 30 до 50 м. 35 км
Общее время 12.30 Ходовое время 9.40 Переменная облачность, +4 +12
Остатки деревянной дороги Шестикилометровый брод по реке
Переночевав у реки после траверса, мы выдвинулись дальше к п.Тохта (нежил.). После поисков зимника вдоль реки, мы поняли, что тут даже тропой не пахнет. Есть только направление-просека вдоль левого берега реки. По ней даже сложно идти, а уж про велосипеды умолчим. Первые километры даже движемся по зимнику, хотя периодически заболоченные низины нас останавливают. После сильного утомления принимаем решение, выходить на реку. Выйдя на реку, отправляемся на разведку вниз по течению. После километра движения по руслу реки, делаем вывод- этот путь проще, чем зимник. В итоге по руслу двигаемся на протяжении 8 километров. Иногда попадаются крупные валуны, но совместными усилиями продвигаемся дальше. Течение порядка 1 м/с., глубина в среднем 50-60 см., иногда 10 см., или 1 м. Своеобразная шестикилометровая переправа. Река сильно петляет. Через 6 км. пересекаем брод зимника. На правом берегу даже возможно ехать, правда, вверх. Через 3 км. заросшего зимника выезжаем на р.Бол. Тошемка. Переправляемся, обозначенный брод на карте, оказался глубоким, около 1 м. Пришлось стенкой проходить. Далее 6 км. зимника вдоль р.Вапссос. Характер покрытия заболоченная заросшая низина с глубокими лужами. Достигаем Юрты Бахтеярова.
Это общее название всех национальных кочевий манси в окрестностях. Последний из рода умер в 2003 г., теперь там остались только полуразрушенные деревянные постройки и обширная поляна.
р. Тошемка Большая
От кочевья начинается действующая лесовозная дорога. Через километр дорога разделяется, левый поворот вниз к реке – сильно заболочена, правый вверх в сторону г. Бол.Салатим – более сухая, но каменистая. Решаем двигаться направо (рекомендация – ехать по левому повороту, прямая дорога к р.Тохта). На правом участке большой набор высоты, а дорога становиться сухой, но со значительным кол-вом камней. Постоянно, то вверх, то вниз. На низовых участках много глины и луж, приходиться спешиваться и идти пешком. В итоге 8 км. изматывающего движения траверсом подножия г. Бол.Салатим.
Выезжаем на нормальную сухую лесовозную дорогу, встретили уазик с туристами из Перми. Они едут в верховья р.Тохта, отправная точка пешего маршрута 3 к.с. Останавливаемся у р.Тохта на ночь.
15 августа, день двенадцатый, вторник
р.Тохта – р. Вижай – отрог г. Эквачахл – верховья р.Велс Горная дорога, лесовозная заросшая дорога, тропа, бездорожье. Слабопересеченная местность с уклонами подъемов до 4 % и перепадами высот от 30 до 50 м. Подъем на отрог. 36 км
Общее время 12.05 Ходовое время 6.10 Переменная облачность, после обеда морось,+1-16
Остатки п. Тохта
От реки Тохта едем к поселению Тохта. Это когда-то был колониальный поселок, рядом с которым добывали лес. Сейчас там одни развилины, особенно удручила нас качель, деревянная, на фоне развалин. Место поселка пока еще не заросло. А на одной улицы сохранился фонарь освещения улицы, который одиноко раскачивался на ветру. Ближе к реке Тохта сохранился дом, в котором видимо, живут охотники, есть в нем даже печка. Переправляемся через речку Тохта. Ширина метров 20, но сильное течение.
После тяжелый подъем по песчаной дороге. И долгий спуск в долину р.Вижай. Подъехали к тому месту, где обозначен на картах мост, его там не оказалось, и лишь развалины свидетельствовали, что мы на месте. Здесь нормальная дорога заканчивается. Решили устроить обед, а пока готовили Гольтяков и Феоктистов скатались на тот берег, проверили дороги на том берегу. На тех дорогах можно проводить "Трофи-рейды", но ни как не велопоходы. Много грязи, и вообще дорога построена с помощью бревен, которые подгнили. Короче не советуем ехать в том направлении.
После разведки и обеда поехали по заросшей лесовозной дороги, в направлении ГУХа.
Дорога Тохта - ГУХ Снежники г. Эквачахл
Доехали до р.Ялпынгусья. Переправа простая, брод глубиной 20 см., течение сильное. От речки постепенно поднимаемся на перевал по старой тракторной дороге, заросшей растительностью и заболоченной. Ехать получается не всегда, мешает высокая трава и камни. Через пару километров развилка, налево менее заросшая, направо сильно заросшая и заболоченная. Поворачиваем налево (истинная дорога направо). Много грязевых луж, глина липнет к колесам, и приходиться тащить велосипеды, т.к. даже на пустой велосипед налипает много глины. Еще сильно мешают камни. Через 1.5 км. дорога делает петлю и идет в обратном направлении. Принимаем решение, выходить на хребет, по бурелому и курумнику. Вдали виднеется граница леса, это внушает определенную уверенность.
Главный Уральский Хребет
Выйдя на границу леса, делаем 30 минутный перекур. За время отдыха пристегиваем велосипеды к рюкзакам и по отработанной схеме поднимаемся наверх по камням. Крутизна склона возрастает до 14-16%, тяжело идти по камням покрытыми мхом. На всем участке воды нет, по этому рекомендуем у речки запастись водой. Выходим на отрог г.Эквачахл. На отроге много скал останцев, высотой до 12 м. Фотографируемся на фоне горы. По отрогу двигаться сложно из-за стелющего можжевельника. Крутизна склона порядка 3-4%, и так на протяжении 500 м. После опять резкий набор высоты. Поднявшись чуть выше отрога увидели что поднялись выше перевала, который находился на 3-4 км. южнее. Принимаем решение, траверсировать склон и выйти на водораздел, с небольшим набором высоты.
Через 30 мин. выходим на водораздел, вот мы и в Европе. Внизу открылась долина р.Велс, вся заболочена и много участков открытой воды, но видно дорогу. Идти по ней будет тяжело. Еще через пару километров выходим на тропу с перевала Молебный Южный. Чуть спускаемся по тропе и останавливаемся на ровном месте и готовимся к ночевке. Вода есть ниже по склону, дров хватает.
16 августа, день тринадцатый, среда
Верховья р.Велс -р.Велс – Сибиревский Прииск Тропа, бездорожье, зимник. Слабопересеченная местность с уклонами подъемов до 4 % и перепадами высот от 30 до 50 м. Подъем на отрог. 31км
Общее время 14.10 Ходовое время 10.10 Переменная облачность, морось, периодически дождь, +9 +16
Долина Велса
Ниже 700 м. тропа входит в лес, и становиться заболоченной и так на протяжении всего препятствия, периодически становясь болотом. Тропа после границы траверсирует склон и постепенно сбрасывает высоту. Погода - идем в облаке под мелкий моросящий дождь. Через 2 км. выходит в заболоченную долину р. Велс. Растительность кустарник и карликовые болотные сосны. Еще через километр подошли к первому серьезному препятствию – небольшой водоем на дороге. Глубина до 1.1 метров, дно каменистое, по сторонам болото кочкарниковое с открытыми участками воды покрытые ряской. После разведки принимаем решение, идти по водоему, так как болотистое обрамление может засосать. Длина водоема – 1.2 км. Дождь все моросит и моросит.
При преодолении у руководителя случилось небольшое ЧП. Где в середине водоема ушел чуть левее осевой части водоема и провалился в яму. Глубина оказалась больше 2 м. Велосипед на плаву удержал баул, а вот Павел бултыхнулся. На помощь рванули все. После вылезания на более мелкое место, обнаружили, что от пояса отстегнулся чехол с фотоаппаратом и утонул. После 15 мин. поисков нашли. Работать он соответственно перестал. А это был единственный фотоаппарат на группу (экономили на весе), хорошо хоть осталась видеокамера, правда в этих условиях она тоже отказала работать. Хорошо хоть навигатор работает, но и он скоро накрылся. По - этому фотография долины есть только одна, снятая до потопления.
Суровая Реальность
После водного участка опять приступили к преодолению заболоченной дороги. Глубина болота до 30 см. Судя по дороге, это когда-то был, чистой воды зимник. Летом проехать можно разве только на вездеходе, да и то сомнительно. Через 5 км. болота с большим трудом облепленные грязью и тиной выползаем к реке. Река шириной 12 м. глубина 40 см., скорость порядка 0.5-0.7 м/с, дно каменистое. Делаем обед на речной террасе, огонь, возможно, развести из сухого рогоза и камыша, но внимание – нужно следить за костром, иначе рискуете быть зажаренными заживо. Все пространство долины заросло рогозом и камышом, по бортам дороги полоса мелкого леса (ива, ольха, береза). Во время обеда Алексей сбегал на горку, которая виднелась восточнее реки. Принес плохую новость, что дальше еще хуже.
После обеда сделали попытку пройти по руслу реки, но эта идея оказалась более сложной, чем болотистая низина. Русло забито камнями различной конфигурации, на преодоление участка 100м. потребовалось около часа. Да еще Дима разрезал покрышку об острый осколок породы. Вылезли на террасу реки и осмотрели пробоину. Впечатляюще. Рваная дыра длинной 12 см. Опять делаем перекур и Димон зашивает свою покрышку. Много всякой летающей мошкары и все стремятся укусить. Приходиться запалить костер.
Вышли дальше через час. И опять болото, и болото, зимник мы потеряли. Держим курс на хребет Пятый Тумп. Идем вдоль реки, периодически приходиться уходить на правый берег и возвращаться обратно. В итоге к подножию хребты мы вышли в 17.20. Ребята на грани физического срыва, но мы выбрались на сухое пространство. Отдохнув 30 мин. сделали разведку местности. Дорогу зимник обнаружили ниже по склону, по ней даже возможно ехать. В итоге по зимнику проехали на 7 км. Это внушает определенный оптимизм. Но потом дорога спустилась к реке на очередную заболоченную поляну. И мы опять по колено в болотистой жидкой субстанции. На противоположном берегу виднеется г.Пятый Тумп. Переправляемся через реку чуть ниже впадения левого притока Велса Ширина реки около 30 м., глубина 0.7 м., скорость течения около 1м/с., переходим реку, со страховкой в виде веревки натянутой с одного берега на другой. На переправу потратили около 30 мин. На той стороне зимник опять становиться сухим, только много луж. Приходиться останавливаться и переходить вброд. Не доезжая километра, останавливаемся на ночь.
Отличная поляна, хорошее место для дневки. Поляна находиться на отроге г.Пятый Тумп, дров и воды предостаточно. Неподалеку протекает ручей.
17 августа, день четырнадцатый, четверг
Дневка - -
- - Облачно, периодически идет дождь,+3 +12
С утра мужики ходили на рыбалку, поймали несколько тайменей. Устроили пир, и теперь у нас есть НЗ еще на одну готовку.
18 августа, день пятнадцатый, пятница
Сибиревский Прииск – р.Ивдель – хр.Кошма – долина р.Пома Лесовозная дорога местами заросшая, горная дорога, бездорожье, зимник. Среднепересеченная местность со средними уклонами подъемов 4-6% и перепадами высот от 50 до 100м. Подъем на два перевала. 45 км
Общее время 13.20 Ходовое время 9.25 Облачно, дождь, морось, +8+14
С утра все такая же веселая погода. Объезжаем по лесу Сибиревский Прииск и выходим на горную дорогу. По ней заезжаем на перевал через Главный Уральский хребет. На перевале знак Европа-Азия, деревянный, такого мы еще не видали. После веселый спуск в облаке в долину р. Ивдель. Ребята рвутся домой, по этому гонят по дороге со всей дури. Им уже надоели эти болота и облачность. До переправы долетели быстро. Выглянуло солнце, делаем быстро фотографии и опять облачно.
Главное, дотянуть до дома
Препятствие начинается после переправы через р.Ивдель. Через километр развилка. Мы поехали прямо, а нужно было направо. Дорога оказалась более накатанной. На этом участке навигатор у нас уже не работал (отсырели микросхемы), поэтому нам пришлось ориентироваться в этом хаосе лесовозок с компасом. После развилки дорога резко начала набирать высоту. Ехать практически невозможно, размокшее глиняное дорожное полотно. Спешиваемся и поднимаемся на отрог г.Яныгтумп. Очень тяжело, много глины. Велосипеды даже когда катишь, забиваются глиной и тащить невозможно. Приходиться челночным способом передвигаться. Общий набор высоты порядка 100м. вышли на плато, соединяющее гору с хр.Кошма. На плато лесовозная дорога ушла на север, а мы продолжаем путь, по заросшей лесовозной дороге на восток. По плато шли 4 км. потом опять дорога поднимается вверх. По отработанной челночной схеме понимаемся на хребет. Все время движемся в облаке, видимость 50м. Ориентироваться тяжело в этих условиях без навигатора.
На подъеме пересекаем множество ответвлений дороги, все они неезженые как минимум лет двадцать. Наш путь, тоже заросший, и еще осложнен размокшей глиной. На перевал выходишь незаметно. Начинаешь понимать, что прошел перевал, когда дорога резко сбрасывает высоту. Отдыхаем через каждые 30 мин. движения. Ребята постепенно начинают сдавать физически. Хорошо хоть на спуске смогли ехать. Спускались 6 км. на скорости глина не цепляется к колесам. По пути пересекли 3 просеки. Дорога становится еще хуже, примерно по такому мы ехали в долине р.Велс. Теперь отдыхаем через каждые 10 мин. Встречается много верховых болот с багульниковой подложкой и мокрым мхом. Не доезжая до оз.Помское, встаем на ночевку. Ребята сильно вымотались, и чтобы уснуть пришлось прибегнуть к помощи спирта. Замерили пульс у всех перед сном.
19 августа, день шестнадцатый, суббота
Долина р. Пома - Оз.Помское - Северный - Ивдель Бездорожье, заброшенная лесовозная дорога, грейдерная дорога, асфальт. Среднепересеченная местность со средними уклонами подъемов 4-6 % и перепадами высот от 50 до 100 м. 67 км
Общее время 12.10 Ходовое время 7.25 Туман, морось, ливень, + 11 +20
Переправа Долина р.Пома
На утро опять та же картина, сидим в облаке, и сверху крапает дождь. Пульс после сна показывает, что восстановился за ночь только Корбут. У всех мрачная решимость в глазах, пробиться, во, что бы то ни стало. Продукты заканчиваются, осталось ровно на день. Но в НЗ у нас резерв еще на один день. После выхода через час доходим до оз.Помское. Озеро обрамлено в камыш и рогоз, пробиться к чистой воде возможно только с северной стороны. После озера проезжаем по полосе кустарника до р.Пома. Пересекаем реку вброд и начинаем набирать высоту. Очень много следов медведей, в одном месте Леха который шел первый вспугнул медвежонка. Еще через час пересекаем поворот на Север. Дорога все та же грязевая лесовозка с примесью глины. После спуска въезжаем в заболоченную лощину, в высокой траве промахнулись и ушли севернее в сторону поселения 20-ки. Ошибку поняли, когда подъехали к реке Тошемка.
Недалеко от г. Пеша Дорога Домой На реке встретили охотников на ЗИЛе. Они сказали что пробились от Верхнего Вижая и дороги на п.Северный как таковой нет, но на велосипедах возможно пройти. Этот участок оказался одним из самых сложных на РПП. Очень много глины, почти весь 9 км. участок шли пешком, со скорость 2 км/ч и только в паре километров от поселка Северный появилась нормальная грунтовка.
В п. Северный устроили обед. Наконец нормальная человеческая еда, майонез, кетчуп и свежий хлеб. Сверху все крапает и крапает дождь. Выехали до Ивделя, на поезд даже успеваем. По грейдерной дороге, а потом по асфальт за два часа долетаем до города. Далее поезд и сухая чистая койка, как хорошо то Машенька!
Смета расходов на 1 человека.
Поезд до Н.Туры 145 руб.
Поезд от Ивделя до Екатеринбурга 400 руб.
Продукты 2100 руб.
Итого 2645 руб.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
Для групп отправляющихся в этот район можем порекомендовать иметь хорошую или отличную физическую подготовку, тщательно подобранное снаряжение и готовность к тому, что после похода придется большую часть комплектующих велосипеда поменять.
По снаряжению.
Обязательно наличие штурмового рюкзака с хорошей спинкой. В боковые велосумки на сложных участках складывали легкие вещи, а тяжелые в штурмовые рюкзаки. На пеших участках надевали штурмовые рюкзаки и двигались пешком, везя рядом велосипед. Чуть только появляется велосипедный участок, на седло, и поехали до следующего пешего участка с рюкзаком на плечах. В случае использования баула с лямками, нагрузка на плечи и спину значительно сильней, чем со штурмовиками. А на значительных велосипедных участках штурмовики пристегивались двумя строповыми экспандерами к сумкам. А потеря времени на закрепление тратиться в два раза меньше. В итоге за день мы экономили по 1.5 часа ходового времени.
Палатка и тент. Использовать палатки без каркаса. В тайге всегда есть возможность поставить палатку с помощью палок. В нашем случае была такая схема. У руководителя были телескопические палки Petzl для пеших участков и радиалок (поврежденные колени). На эти палки устанавливалась палатка, и сверху крепился тент. Так как палатка была без каркаса, то была взята модель большего размера 2*2.5 м., дабы участники полноценно отдыхали. Тент использовался большой 6*10 м. В случае дождей под ним можно было сидеть у костра, и там же находилась палатка. На обеденном привале он тоже ставился если шел дождь.
Топор брался один, но надежный.
Для переправ использовался репшнур 8 мм. 30 м.
Ремнабор который мы подготовили, перед походом был адекватен. Недостачи инструментов не было. Только один минус проявился в походе, у Корбута оказалась на велосипеде дешёвая цепь, и в итоге он мучился весь поход. К концу похода в цепи не хватало (стерлись) половины колец в звеньях.
Аптечка не пригодилась.
Навигатор. Этот прибор периодически отказывался искать спутники, это видимо, связано с густым лесом. А в условиях влажности он может вообще перестать работать. Поэтому, обязательно в группе компас, по одному на человека и карты.
Батарейки для электроприборов. Брать из расчета комплект на день. В условиях постоянной влажности, они быстрей садятся. Нам не хватило батареек и последние три дня, работал только эпизодически фотоаппарат и видеокамера (аккумулятор).
Кино и фотоаппаратура. Советуем технику Canon. Она работала даже в условиях постоянной влажности. А наш фотоаппарат начал работать после 20 мин. пребывания под водой, и просушки у костра.
По одежде.
Нужны хорошие дождевики.
Болотники обязательны. Приходилось очень много ходить по воде и в кроссовках это не пройти, есть возможность заболеть простудой. Из обуви нужно брать велообувь и болотники.
Из теплых вещей хватит поларовой куртки и термобелья.
По тактике движения.
Выезд утром не позднее 9.00, не так жарко и насекомых нет.
В обеденное время лучше отдохнуть час с горячей едой.
Вечером можно двигаться до 22.00. Световой день позволяет
На значительных велосипедных участках больше останавливаться и идти пешком, дабы ничего не натереть.
В дождь лучше двигаться, ждать иначе может, придется долго. На Урале дожди, моросящие от двух дней и более. У нас так и произошло. После дневки на р. Велс мы попали в глинистую лесовозную трясину на 2 дня.
Самое главное правило. Не каких ночных поездок в темное время по тайге. Заблудиться легко, даже днем и с GPS. Ночью надо спать!
По комплектации велосипеда.
Вилка. Обязательно амортизационная воздушная, лучше Marzocchi. С анодированными ногами. В грязевых условиях с камнями другие быстро умирают.
Тормоза V-Brike. Avid или Deore лучше тормозной эффект. Колодки BBB трехцветки, меньше истираются.
Задняя втулка не ниже Deore, более дешевые втулки быстро умираю, и требуют большую ремонтную базу.
Покрышки обязательно новые с большим протектором. На камнях они быстро стираются.
Обода широкие, не меньше 24 мм.
Новую цепь обязательно. После похода в этом районе ее придется выкинуть, так как она сотрется.
Багажники надо не алюминиевые, они быстро лопаются.
По населенным пунктам.
Старая Ляля. Умирающий поселок с почти отсутствием инфраструктуры.
Павда. Поселок еще существует, а даже есть пара магазинов. Рекомендация не покупать скоропортящиеся продукты.
Кытлым. Поселок еще существует, а даже есть пара магазинов. Рекомендация не покупать скоропортящиеся продукты.
Карпинск. Один из немногих активно развивающих городов на Севере Свердловской области.
Волчанск. Состоит из трех районов. Угольный район-Волчанка, проживаю работники угольного разреза. Уровень инфраструктуры постсоветского периода. Такое ощущение, что район застрял, где-то в начале 90-х годов. Электромашиностроительный центральный район - Волчанск. Самый развитый район, в магазинах многое можно купить. Железнодорожный район аграрный – Лесная Волчанка. Отсутствие магазинов, но есть вокзал.
Североуральск. Один из немногих активно развивающих городов на Севере Свердловской области. Есть красивая церковь. От города отходит 90 километровая дорога на запад до Жигаланских водопадов. Эта дорога также является частью одного из наиболее простого пересечения Северного Урала, вдоль р.Улс. В городе также находиться ж.д. вокзал, от него отправляется поезд до Екатеринбурга.
Калья. Промышленный поселок городского типа с многочисленными садовыми участками. Есть рынок сельский. Много магазинчиков.
Черемухово. Промышленный городок с многочисленными садовыми участками. Есть рынок сельский. Много магазинчиков.
Ивдель. Самый крупный город Севера Свердловской области. Многочисленные магазины, можно купить практически все. Есть кинотеатр «Полярная Звезда», этнографический музей народов Севера, они находятся на центральной площади города. Предприятия лесопромышленного комплекса. Также в городе сохранилась одна из последних колоний, которая когда-то входила в ИвдельЛАГ. Ж.д. станция, севернее поезда не ходят. Есть церковь.
Полуночное. Промышленный поселок с работающим предприятием черной металлургии. Есть пару магазинов. Также является последним населенным пунктом, где работает сотовая связь – МОТИВ. Местная достопримечательность здание Дома Культуры.
Северный. Промышленный маленький поселок. Предприятие по обогащению руды цветных металлов. Есть магазинчик.
Шипичный. Колония строго режима и обслуживающий поселок.
Вижай. Вымерший поселок. В нем, когда-то была больница, электричество, почта и магазины. Но после закрытия колонии из поселка все уехали. На данный момент живет 1 человек. У въезда живет мужик, есть у него машина и снегоход.
Ушма. Поселок с бывшей колонией, который вымер лет 10 назад. Последние жители монахи ушли оттуда в 2004 г. Сейчас активно застраивается новыми деревянными домами, по программе «Поддержка малых народов Крайнего Севера». В этот поселок поселят Манси. Этим летом в поселке были построены 2 дома, и делается третий.
Тохта. Вымерший колониальный поселок. Когда-то добывали лес.
Верхний Вижай. Вымерший колониальный поселок. Когда-то добывали лес.
Сибиревский Прииск. Не имеет постоянного населения. Жилой только летом, пока добываю золото. Рекомендуем не заезжать.
Мосты и речная сеть
Отсутствуют мосты через; Сев.Тошемку, Ивдель, Ушму, верховья Вижая.
Глубина рек не превышает 1 метра. Можно двигаться по дну.
Речки в районе Североуральск - Черемухово заключены в бетонную обшивку. Не надо пугаться, вода нормальная и можно смело вставать у речек.
Поломки за время путешествия.
Проколы 13 раз, инородные предметы – 9 раз, пробивания – 3 раза.
Поломка рулевой трубы.
Лопнувшие стойки багажника – 11 раз
Порванные покрышки – 3 шт.
После прохождения маршрута уже дома мы пришли к выводу что в тех условиях при которых мы двигались после нежил. поселка Тохта, самое правильное решение для менее подготовленной группы, было бы повернуть на п. Вижай.
Во второй половине похода мы попали в полосу затяжных дождей, и нам было бы обидно отступить, поэтому мы сделали этот нечеловеческий рывок и завершили поход согласно плану.
В условиях затяжных дождей мы проскочили три протяженных участках, на грани человеческих сил. Самое удивительное, что никто из участников не сломался и не сдался. Поэтому настоятельно просим – если будете проходить эти препятствия, то лучше в хорошую погоду. Даже дневка на р.Велс не дала нам какой-то отдых и лишь только усугубила наше дальнейшее продвижение на восток. После этих 5 дней мы восстанавливались почти месяц.
Рекомендуем район для походов 4-5 к.с.(но только в хорошую погоду), минимальный по финансовым затратам и большим обилием локальных препятствий.