Написался очередной отчетик по прошедшему почти год назад нашему с Клёпой велопробегу по Датскому королевству!
Вероятно, может быть полезен при организации велопутешествий по Европе или путешествии в Данию.
01.05
Из Питера можно дешево лететь в Копенгаген, но рейс Хельсинки – Копенгаген – Хельсинки был за 4000р – перед такой ценой невозможно было устоять.
Сейчас есть несколько компаний, которые помогают туристам с велосипедами достигать своих целей: от Питера и Выборга до границы с Финляндией, Хельсинки, Лаапеенранты и др. Но мы решили двигаться своим ходом. Велики в багажник сложили уже подготовленные к перелёту: сняты переднее колесо и педали, руль повернут, всё упаковано в чехол. В первомай, хорошо выспавшись, выдвигаемся в сторону границы. За 20 км до Торфяновки есть заправка, где можно долить русского бензина до полного бака, чтобы не тратиться на финский.
Самолет у нас был на следующий день с утра, выехали мы заранее, чтобы не думать о пробках на границе (пройдена за 30 минут), никуда не торопиться и первую ночь провести в живописной Финляндии.
Трасса от границы до Хельсинки озаборена. На обочинах останавливаться нельзя, можно в специальных местах отдыха “opastus”: карман дороги со скамейками, туалетом и пролеском. Кемпинги, в которые мы попутно заезжали, были либо закрыты, либо не были готовы принять без кемпинг-кара и мы приняли решение ночевать в пролеске на “opastus”.
Начало путешествия сразу обернулось приключением. Палатку мы начали устанавливать, когда начало темнеть, и тут лопнула веревка соединяющая сегменты палаточной дуги: такое происходит на 3-4 сезон для дешевой палатки. В принципе, это чинибельно, но в темноте в лесу занятие приносит сомнительное удовольствие. Уже совсем в темноте мы загрузились в палатку, и тут начало холодать. С +15 похолодало до минусовых показателей, к чему ни мы с Клёпой, ни наши спальники с температурой комфорта +10 никак не были готовы. Как той ночью, я не мёрз еще никогда…
02.05 45км
Наутро, отогревшись в машинке, доезжаем оставшиеся 70 километров до аэропорта Хельсинки. Там у нас забирают багаж и велики. За багаж почему-то не берут денег! То есть мы сдаем багаж, получаем бирку, а потом сдаем велики у стойки для спецбагажа и там получаем еще одну бирку.
В Копенгагене выдача спецбагажа ручная: человек приносит велосипед и кладёт аккуратно на специальный стол, рядом с этим столом стационарный велосипедный насос(!), которым я, правда, так и не смог воспользоваться… Несмотря на аккуратность выдачи датчанами перелет не прошел незаметно – сломано крепление велокомпьютера. По опыту своих перелетов рекомендую снимать с велосипеда всё, что прикреплено на пластике. И педали обязательно. Чтобы не снимать задний переключатель я укутываю раму с задним колесом и навесом в туристическую пенку – пока всё цело. Вилку вставляю в специальный мягкий кармашек велочехла «ПИК».
15 минут на сбор великов – и можно ехать. Плана у нас нет, да и зачем он: велодорожки пронизывают Данию во все стороны – куда захочется туда и поедем. Никакого примерного маршрута тоже нет, основная идея исследовать эту часть Дании на велосипеде и никаких гонок за километражом. Ну а пока выезжаем на велодорожку, которая ведёт нас из аэропорта в город. Хоть погода и не радует: пронизывающий ветер и градусов 10 тепла – по дороге мы восторгаемся инфраструктурой – машины на перекрестках уходят под землю, их почти не видно до самого города. На велосипеде едешь рядом с пешеходными дорожками, не нужно штурмовать поребрики, виадуки или подземные переходы. Несмотря на то, что каждую минуту мы замечаем детали организации городского пространства, которые невозможно не обсудить друг с другом и которым невозможно не позавидовать белой завистью Копенгаген не впечатляет. То есть урбанистка и инфраструктура - лучше не найдешь, но архитектура не очаровывает как Барселона, Прага, Амстердам или Петербург. Изюминку мы не нашли, но решили обязательно еще раз вернуться и поискать еще.
А пока мы проезжаем город насквозь. Наша задача номер один – найти газ для горелки, который запрещен к провозу на самолете. Захожу в 4-5 спортивных и туристических магазина – везде газ только в больших (3-5 литра) баллонах. Задача номер два – найти карт местности. Газ не найден, но нам не впервой. Что поделать, будем питаться подножным кормом. Поскольку сегодня ночью мы порядочно замерзли, мы понимаем, что вряд ли следующая ночь будет теплее. Спрашиваем в паре мест стоимость ночлега: что двухместный номер в трехзвездочном отеле, что два места в хостеле обойдутся нам примерно в сто евро (850 крон)… Грамотно рассудив, что платить эти деньги за то, чтобы остаться в городе нелогично, мы выезжаем из города на север.
Едем мы на север, вдоль Балтийского моря, места живописные, велодорожка шикарная. Правда уже начинает темнеть, а мы никак не можем найти место для ночевки. Зато из карт, которые мы нашли в туристической информации в городе, мы узнаем, что по всей стране раскиданы специальные места ночевок для таких как мы бродяг. Вот на одно из таких мест мы и приезжаем уже в кромешной тьме.
03.05 45км
Утро встречает нас теплом и солнцем. Сегодня мы не мерзли ночью. Жизнь налаживается. На туристической стоянке, где мы остановились на ночлег, есть вода, кострища, антивандальные решетки для барбекю, регулируемые по высоте (!), и огромная ровная поляна с десятком немолодых раскидистых деревьев. На стоянке итак не найти ни окурка, а тут еще приезжают уборщики, которые (!) выгребают пепел из кострищ. Конечно, для нас это культурный шок. Помогает быстрее собраться и опомниться группа детского сада, которую выводят гулять на эту поляну и они начинают бегать и бесится вокруг нас собирающих палатки и готовящих на костре чай. Катим дальше по дороге Маргариток: велодорожка идёт по лесочкам и по набережной. После первых же пяти километров пути в парке возникает первый маленький замок, чем дальше, тем больше будут замки. В этом же парке появляются стада оленей, чем дальше, тем больше будет оленей…
Надо отметить, что парком приходится называть почти всю территорию этой части Дании, где не город, потому что найти лес, в привычном понимании слова, сложно. Почти везде лес облагорожен: бурелом прибран, не говоря уже о мусоре, тропинки почищены, велодорожки проложены, знаки поставлены. И знаки указывают не только направление и расстояние, но и можно ли на этот участок с собакой или на лошади, можно ли найти место для ночевки с палаткой. Когда едем по берегу моря, дует ветерок, но слабый такой, как будто едем по берегу речушки.
Солнце греет, велодорожка чудесная, можно ехать вдвоем параллельно и никому не мешать. Веломастерские есть в каждом маленьком городке, нам нужно было несколько гаечек, которые мы находим же в первой на пути веломастерской. Ночуем в кемпинге напротив замка Гамлета. Стоит 190 крон, для того чтобы остановиться в кемпинге, необходимо купить кемпинг-карту (110 крон). Сначала вносят в общеевропейскую базу и дают бумажный квиточек, через месяц на домашний адрес приходит пластиковая карта. Срок действия, почему-то, всего один год. Вокруг нас, конечно, сплошь автокемперы с огромными раскладными домами, но есть и еще двое таких же велотуристов. Я к такой ситуации уже начал привыкать и не чувствую себя неуютно. Собственно, кроме этой пары мы только через неделю встретили одну еще пару велотуристов. Велопутешественников нет, туристов с палатками тоже, сплошь автокемперы.
04.05
В 8 утра нас будит жаркое солнце! С утра еду (на велике, само собой) в ближайший магазин. Молоко и хлеб дешевле, чем у нас, остальные продукты дороже в 3-5 раз. К этому надо быть готовым, если соберетесь в Данию. В Дании очень любят какао: в любом магазине вы можете найти пакет или бутылку какао. И это не шоколадное молоко, а именно отменное какао. На продуктах часто нет дубляжа на английском – удобно будет иметь возможность перевести с датского.
Впервые в этом мае принимаем душ (в кемпинге): 5 крон за 5 минут. Поев и собравшись выдвигаемся в замок. Велики оставляем снаружи, вещи в камерах хранения и прогуливаемся по замку (75 kr). Далее выезжаем из города и через парки движемся по той же велодорожке федерального масштаба до другого замка – Fredensborg. Замок простенький, с караулом из двух человек. Чем выигрывает Дания у других стран с так же круто развитой велоинфраструктурой (Германия, Голландия…), так это тем, что ты всё время выскакиваешь к воде, либо к морю, либо к какому-нибудь озеру. Сегодня появляются перепады высот, но небольшие, приятные.
Ночуем в паре километров от замка на специальной площадке на берегу озера. Место шикарное, чистое, с площадками для палаток, с дровами и кострищем с решеткой для гриля. Эти решетки для гриля – непременный атрибут всех оборудованных стоянок (primitive overnighting, далее «шелтер») - сводят на нет всю романтику съеденных дымом глаз и опаленных ресниц. Они регулируются по высоте и крутятся на 360 градусов, призваны готовить гриль или шашлык, но для установки котелка они подходят более чем полностью, поэтому не надо держать его на палочке или переставлять с камушка на камушек. Также сегодня к месту ночевки прилагался нативный ёж, который шуршит кустами, пока мы жжем костер и пьем чай.
05.05 50км
Погода продолжает радовать: то же солнце, тот же бриз. Едем в Frederiksborg. Замок самый монументальный и красивый, из тех, что нам встречались в последние дни. Внутрь в музей не идем, он опять стоит 75 крон и, наверное, такой же скучный как и замок Гамлета.
Велодорожки хорошие, дороги пустые, фур и грузовиков мы не видели с Финляндии, сегодня велопрогулка особенно эндорфиногенная.
Продолжая тему оборудованных мест стоянки: их достаточно, если путешествуешь на велосипеде, а вот если передвигаться автостопом, полагаю добираться до них зачастую будет проблемой: они редко расположены близко к дорогам, особенно к большим.
Ну а пока третий раз уже мы тут одни. То есть за вечер мимо нашей палатки не проходит ни одного человека, а утром лишь несколько спортсменов. А компанию на этих стоянках нам так никто и не составит до конца путешествия. Да и следов недавнего пребывания нет, возможно, не сезон.
06.05 75км
Утро посвящаем загоранию, но отсутствие питьевой воды гонит нас в дорогу. Сегодня полное ощущение лета: еду в шортах и футболке. Подъезжаем к проливу. Паром ходит каждые (!) 8 минут или по требованию: 35 крон, велик бесплатно. Переправились, далее следуем велодорожке 40 и узнаем что не все велодорожки – асфальт! Эта, например, просто направление, проложенное по лесам и полям. Объединенные в одну велодорожку грунтовки, лесные тропинки, улицы sommerby (аналоги наших садоводств) и просто направления в поле… Если бы не знаки дорожки, я бы никогда не поверил, что это она. На городских велосипедах сюда лучше не соваться.
По пути случайно встречаем самый старый (1500 – 2000 лет) в европе дуб «Kongeegen»
Около сомнительной велодорожки - сомнительные шелтеры: одно - просто полянка с болотом вокруг, второго не нашли, третье почему-то прямо у дороги, но зато с костровищем, грилем и домиком. Вокруг нас буйство дикой природы: зайцы, олени, куропатки и толпы других птиц. Поэтому не найдя кемпинга (тратим на это час перед темнотой) возвращаемся к шелтеру. Недолго думая, я решаю ставить палатку внутрь деревянного домика с целью олене-, звуко- и теплоизоляция и, конечно, ради фана.
После 75 километров кросс-кантри, почти без асфальта, в полной темноте, уставшие мы обнаруживаем сдетонировавший в рюкзаке литр йогурта… Никогда, никогда не кладите йогурт в велорюкзак, там он всегда - бомба замедленного действия. Я и раньше-то не любил йогурты, а теперь и вовсе презираю. Конечно, половину вещей спасла привычка все упаковывать в отдельные пакеты, но пакеты-то оказались в этом (до сих пор помню персиково-, блин, банановом) йогурте.
07.05 70км
Полдня утром уходит на мойку рюкзака и всех чехлов от йогурта и сушку: полное омовение в водах северного моря (в соленой воде жирный йогурт отмывается чрезвычайно плохо). Дальше едем в кемпинг, так как уже давно пора помыться. Дорожка №40 опять кросскантрит нас. Сегодня жарко, солнце шпарит и к 15 часам, когда проезжаем 25 километров до кемпинга уже хочется устроить сиесту. Мы вписываемся (170 крон) и немного подремав на газончике идём в душ.
Вообще я не люблю кемпинги: обычно вокруг много кемпинг-каров, потому что редко есть разделение на зону кемпингования/автокемпингования, присутствуют люди и дети. Всё это в сравнение не идет с единоличной стоянкой на берегу озера. С другой стороны, хочется принимать душ хотя бы раз в три дня и удобней всего это делать кроме как раз в кемпинге. Есть еще вариант на заправках за пару евро, но они как правило вдоль автобанов, суть – далеко от велодорожек.
Конечно, постоянно мучает идея прийти в кемпинг помыться и уйти, и пару раз мы так когда-то делали, но обычно нравственный закон внутри всё-таки не позволяет. Мы не пробовали, но думаю, нормально будет договориться о приеме душа без проживания.
От этого кемпинга мы берем всё: кухня огромная с множеством плит, столов и стеклянными стенками. И на ней никого нет, потому что все готовят в своих автокемпах и барбекю.
По маршруту сегодня проезжаем 30 км и делаем петлю 40 км от кемпинга до Hoelbach и обратно по другой велодорожке.
08.05 60 км
Ночью и утром идёт дождь, но к 12, пока мы готовим, завтракаем и собираемся уже подсыхает дорога и палатка и мы отправляемся дальше в путь. Держим его на Ringsted. Сегодня путь лежит по паркам, мимо многочисленных полей для гольфа, через музей ретро-трамваев (на экскурсию опаздываем на час). Весь день воздух очень влажный, над полями дымка.
Большое удовольствие получаешь не только от того, что удобно ехать по велодорожке и не надо уступать машинам, но еще и оттого, что можно ехать вдвоем параллельно со скоростью 30 км/ч и болтать.
Проезжаем 50 км и оказываемся в Ringsted. Хочется есть и на выбор нам представлены макдак, burger king и неведомый SunSet, ставим на последний и это оказывается провал. Пока мы едим какую-то дрянь, нас накрывает гроза. На нашей карте велодорожек тут есть хостел и мы, переждав стену ливня отправляемся в его сторону. Хостел закрыт и по указанному телефону не отвечают. Также на карте есть шелтеры, на поиск которых мы тратим последнее светлое время суток, но они обозначены в промзоне: то ли ошибка, то ли мы конкретно облажались с ориентированием.
Еще раз пережидаем дождь и не найдя официальный шелтер едем, уже в темноте искать неофициальный. Так, мы ночуем в поле за пролеском около кольцевой дороги Ringsted.
09.05 60 км
Ночью и утром снова был дождик. Сегодня едем Ringsted -> Koge.
Ровная хорошая дорожка в сторону Копенгагена. По пути встречаем коллег велопутешественников – сами знакомятся с нами: едут уже месяц из Франции, немного болтаем с ними, приглашаем к нам в Питер, куда они и доедут через месяц и протусят с нами больше недели.
Сегодня случается первый (и последний) прокол. Едем до Ishoi, там шикарный кемпинг: мы в 20 километрах от Копенгагена одни на огромном поле для палаток. Это как раз положительный пример кемпинга с разделением для автокемперов и бэкпекеров. Стоит 200 крон. По мере приближения к столице вдоль дороги появляется куча магазинов и кафе + парки и пляжи вдоль моря.
От кемпинга идет дорожка на Ishoi strand – шикарный парк разбитый на песчаной косе с весьма длинными пешими и велосипедными дорожками.
10.05 60 км
Ни одного падения за более чем 500 километров датского велопутешествия - это отличный результат для Клёпы, которая не садилась на велосипед в этом сезоне и не очень плотно каталась в другие. Да и вообще было много кросс-кантри, спуски на 55 км/ч и всё это с велорюкзаками 10-15кг. Но всё прошло удачно. Последний день посвящаем Копенгагену.
Достаточно бесцельно катаем вдоль и поперек. Из интересного только музей Карсберга. В основном наслаждаемся велоинфраструктурой. Накатываем классические 60 км и к 22 часам вечера приезжаем в аэропорт, где всё подготавливаем к перелёту, а потом практически безуспешно пытаемся поспать до 4 утра (рейс у нас в 6).
Возможно кому-то будет интересна финансовая составляющая такого рода походов. Итого при путешествии до аэропорта на машине вдвоем, сумма на одного составила: 4000р на билет, 2600р/2 на парковку, 1500р/2 на бензин, 1550р/2 на зеленую карту, денег потрачено по 11000р, итого примерно по 18000р на человека.