Ну-с, расскажу-ка и я о своем первом настоящем велопутешествии.
Я давно планировала где-нибудь покататься по заграницам на велосипеде. Были даже мысли попробовать в прошлом году, но покатавшись на большие расстояния по Алтаю (прошлым летом мы немного покатались со штурмом Семинского перевала) мы поняли, что еще не совсем готовы разбираться со всеми организационными вопросами.
Изначально планировался тур по Европе. Несколько стран Шенгенской зоны, все дела. Но со всеми этими геополитическими кризисами, оформлением виз и прочим я решила взглянуть на поездку немного под другим углом.
Южная Корея была выбрана по целому ряду причин. Во-первых, я сама по национальности кореянка, мой прадед был родом из Бусана (перебрался в Россию в годы японской оккупации). Во-вторых, я довольно большой поклонник корейской современной культуры еще с ранних студенческих лет. В-третьих, с января 2014 года у России с Кореей безвизовый режим. Но решающим фактором стало то, что правительство Кореи в 2012 году закончило беспрецедентный по масштабам проект реставрации своих главных рек. Странная причина на первый взгляд? Но только на первый. Частью этого проекта стало строительство более тысячи километров велосипедных дорожек через всю страну. Да-да, вы не ослышались! Теперь из Сеула в Бусан можно добраться на велосипеде, используя исключительно предназначенные для этого дорожки.
Агентство, ответственное за Велосипедную Дорогу Четырех Великих рек, стало K-Water. Агентство занимается менеджментом всех водных ресурсов Республики Корея, в том числе гидроэлектростанциями, дамбами и прочим.
Чтобы подогреть интерес велосипедистов путешествовать по построенным дорожкам, K-water запустили программу ачивок. В офисах агентства за скромную сумму в 3 тысячи корейских вон (1к вон примерно равна 1 доллару США) вы можете приобрести специальный паспорт. К паспорту прилагается подробная карта маршрута. На всей протяженности велодорог пути четырех рек встречаются красные будочки, в будочках лежат печати. Соберете нужное количество печатей в паспорте, получите ачивочки в конце паспорта, стикеры на шлем, а также за некоторые маршруты именную медаль. Мы решили собрать ачивки курса Korea Cross Country Cycling Road, которая предусматривает пересечение всей страны от Сеула до Бусана.
Корейцы очень основательные люди, с большим вниманием к деталям. Так что на все части речного велопути есть подробная информация на корейском и английском языках вот на этом сайте http://bike.go.kr/en. Есть еще сайт http://www.riverguide.go.kr. Другое дело, что он почему-то доступен только с корейских айпишников :lol: В общем, с помощью проксей мы выудили оттуда крайне полезные брошюры, с помощью которых мы планировали свой маршрут. Залила их для интересующихся на мегааплоад: брошюрка раз (Ханган, Намханган, Сэчжэ), брошюрка два (Накдонган). Женя составлял еще треки для гармина, но будучи балбесом, забыл их залить на навигатор. Слава богу, навигатор нам не пригодился. На всем протяжении пути расставлены специальные указатели, так что даже людям с топографическим кретинизмом будет довольно сложно сбиться с пути.
В общем, все крайне удачно совпало, и мы начали готовиться к нашей поездке.
Главной сложностью с Кореей оказалось отсутствие прямых рейсов из удобных нам мест. До Кореи вы сможете добраться лишь из Хабаровска и Владивостока. Транзит сложный и выматывающий. Было решено стартовать в обратном направлении, из Бусана, чтобы по приезду в Сеул несколько дней можно было поглазеть на столицу. В итоге получилось следующее. Из Томска на автобусе мы ехали в Толмачево, затем летели во Владивосток, там 10 часов ждали своего транзита и летели в Бусан. Из Бусана ехали на велосипедах до Сеула, затем через несколько дней вылетали из Инчона в Хабаровск, а оттуда в Толмачево и затем обратно в Томск на автобусе. Не самый простой вариант. Но, куда деваться.
Заранее мы забронировали и оплатили все билеты, брони в отелях Бусана и Сеула (выбрали сеть ibis, очень рекомендую), а так же трансферы аэропорт-отель, отель-аэропорт.
Очень хорошей мыслью с жениной стороны было сразу организовать трансфер из аэропорта Гимхэ до отеля, и затем в Сеуле от отеля до Инчона. Поверьте, трансферы стоят своих денег, потому что вам не захочется поздним вечером искать такси, достаточно вместительное для огромных чехлов, и объяснять потом водителю, куда вас надо отвезти.
За неделю до поездки были куплены самые легкие и компактные палатка, спальники и коврики. Которые в итоге так и не пригодились. В боевом режиме для тренировки мы накатали порядка 400 км и решили, что готовы. Велы сложили в чехлы, вещи упаковали и выехали из Томска на автобусе в аэропорт Толмачево.
(В разделе подготовки не лишним будет упомянуть, что в Корее отсутствует обслуживание сетей ниже 3G. Поэтому вам потребуется смартфон, если вы хотите оставаться на связи.)
Шесть часов полета до Владивостока, 13 часов ожидания трансфера и вот мы на месте.
Во Владивостоке на редкость приличный аэропорт. Не чета всяким там Толмачёво и Хабаровскам.
Бусан встретил нас ужасающей влажностью и как следствие духотой. На паспортном контроле ничего толком не спрашивают, декларации пассажирам раздают еще в самолете, за час до прилета. В аэропорту с вас попросят въездную и таможенную декларацию, снимут отпечатки (за пару секунд, прикольной такой машинкой), сделают фото и все. Очень быстро и эффективно. Нашим есть у кого поучиться.
Проезжая город, я обратила внимание на огромное количество красных неоновых крестов. Католицизм вторая по величине религия в Корее, сразу после буддизма. Так что церквей более чем достаточно. Но зачем они делают ярко красные светящиеся кресты, хз. Но выглядит жутковато %)
В Бусане у нас было запланирована пара дней на решение организационных вопросов, и старт на велосипедах 8 августа с утра.
Как и в Сеуле, в Бусане хорошо развито метро. Для туристов метро основной вид транспорта, с ним не заблудишься. Все сделано крайне информативно, понятные карты, множество информационных табло и указателей. Нам повезло, наш отель находился аккурат рядом со станцией Бучжон оранжевой ветки (карта). На той же ветке находятся станции ж/д вокзала Бусана, а так же станция рядом с Парком устья Нагдонган (станция Хадан), нашей стартовой точки. Если кто-то решит ехать как и мы с Бусана, то советую с велами выходить не на Хадан, а на конечной, станции Шинпён. На велах с неё ехать удобней, хотя и по расстоянию выходит больше.
К слову, в Бусане советую сразу брать билет на день, стоит 4500 вон. Сэкономите и время, и деньги.
До недавнего времени, провозить с собой велосипед в метро было нельзя. Но с тех пор, как правительство Кореи озаботилось окружающей средой, для велосипедистов открылись новые горизонты. И велодорожек наделали с лихвой, и в метро теперь можно. В Сеуле даже есть специальные знаки напротив выходов в вагоны с местом под велосипеды.
Паспорта мы прикупили заранее, заодно разведали, откуда и куда нам стартовать. Оставалось организовать наши чехлы. Еще за месяц я списывалась с менеджментом отеля, и они божились и клялись, что помогут нам отослать сумки из своего отеля в Бусане в отель Сеула. Но в итоге все оказалось не так просто. Чехлы наши не габарит, так что с пересылкой не вышло. Вообще, подозреваю, что можно было как-то решить этот вопрос через частные пересылочные компании, но у нас не было времени со всем этим разбираться. Так что поступили по запасному варианту, который я тоже предусмотрела. Отель, понимая свой косяк, согласились подержать у себя багаж забесплатно с недельку и помогли нам забронировать билеты на KTX, корейский экспресс-поезд туда и обратно. Расстояние от Сеула до Бусана эти чудо-машины покрывают за 2 часа 40 минут. Я всегда мечтала покататься на шинкансене, так что, несмотря на финансовые издержки, для меня это было даже в радость.
Все вопросы организационного характера были улажены. Велосипеды собраны, сумки упакованы. Настало время стартовать.
Километраж на каждый день я накидала буквально за один день изучения брошюр с картами. Как выяснилось, у меня легкая рука на такие вещи, потому что стоянки все вышли весьма удачными. Изначально планировалось проезжать от 76 до 100 км, но из-за наших плутаний ни в один день, кроме последнего, менее 100 км не вышло. Максимальное расстояние и вовсе получилось 151 км, что в планы никак не входило. Ориентировалась я по центрам сертификации (будочкам с печатями) и по наличию рядом отелей/стоянок для кэмпинга.
По дороге я записывала видео фотиком. Понятное дело, не экшн-камера, все жутко дрожит :) Да и аудио пришлось наложить отдельно, а то ветер. В общей сложности получилось около получаса. Смотреть наверное довольно скучно, но в целом можно понять, какие же там шикарные велодороги. Ознакомится можно здесь: http://www.youtube.com/watch?v=WQUXNaLfhJ0
Фото-отчет я буду по дням делать, для пущей наглядности. Следите за обновлениями, так сказать :)
День первый: Бусан – Намчжи-ри.
Сертификационные центры: Парк устья Нагдонган – Чаннёнхамманбо.
Позавтракав с утра в отеле, мы взяли велы и на метро доехали до станции Шинпён. В поезде нами прям живо заинтересовались местные жители. С ними мы и проболтали на смеси английского и языка жестов вплоть до конечной остановки. (Ко своему стыду, будучи кореянкой, язык я знаю на уровне нескольких слов. В универе в свое время не было преподавателей корейского, и я взяла вторым языком японский. Но, я хотя бы умею читать хангыль, корейское письмо. Это нас неплохо выручало на протяжении нашей поездки.) Корейцы весьма милые и доброжелательные люди, это мне очень понравилось.
Парк устья Накдонган находится на островке Ыльсукдо. Прибыв на место, мы поставили первые печати, немного покатались по окрестности и двинули в путь.
На первый день было запланировано взятие трех точек, довольно удаленных друг от друга. Это был наш первый день на пути, и эмоций была уйма. Сказать, что я была впечатлена местными велодорожками - не сказать ничего. Я была ошеломлена! Хорошее, широкое покрытие, изолированность от проезжей части, куча специализированных знаков. А уж когда мы добрались до первой парковой зоны, моему восторгу не было предела.
Правительство Кореи делает все для того, чтобы их граждане вели здоровый образ жизни. На протяжении всего велопути, мы встретили бесчисленное множество бесплатных футбольных полей, теннисных кортов, волейбольных и баскетбольных площадок, бейсбольных полей и даже небольших полей для гольфа. Повсюду встречаются станции с тренажерами. Видели мы и весьма приличные площадки с турниками.
На встречу приключениям!
Все это выглядело аккуратненьким, чистеньким и ухоженным. Что мне больше всего понравилось в корейцах, так это внимание к деталям. На велодорожках везде есть информативная разметка, постоянно встречаются знаки, на покрытии во многих местах встроены светодиоды на солнечных батареях, для обозначения дорожки в темноте. К слову о солнечных батареях, их использование в Корее мы встретили повсеместно. Вот например такие фонари, которые освещают велодорожку вечером. Тут кроме солнечной энергии, использована и ветровая.
Ну и самое главное. По всей протяженности велодороги расставлены бесплатные туалеты. И какие! С музыкой, кондиционером, мылом и туалетной бумагой. Практически везде предусмотрены туалеты для инвалидов. (Об инвалидах тут прям особо заботятся. Везде есть лифты для инвалидов, съезды и всякое такое. И когда я говорю везде, я имею ввиду ВЕЗДЕ.) Ах да, к слову. Платные туалеты в Корее отсутствуют в принципе. Такие дела.
Большая часть сертификационных центров на Нагдонган по направлению от Бусана находится рядом с объектами K-Water, где вы найдете магазинчики 7-Eleven или CU. В каждом подобном магазинчике есть диспенсеры с горячей водой и микроволновки, так что рядом с центрами можно и поесть, и отдохнуть, и привести себя в порядок. Еду и воду мы пополняли именно таким образом. От центра до центра.
С собой мы прихватили замок для велосипедов, но он нам так и не пригодился. По крайней мере, в местах рядом с велодорогой можете оставлять вел без особых опасений. Самих же велопарковок корейцы наделали в огромном количестве.
Места под мостом излюбленные у корейцев. Там есть тенечек от палящего солнца и защита от дождя. Частенько там обустраивают спортивные площадки и площадки для отдыха. А вот тут разместилась ачжумма, торгующая водой и снеками. На велопути, к слову, довольно популярная заледеневшая в лед вода. На жаре лед постепенно таит, а у вас на долгое время с собой холодная вода.
Небольшой магазинчик вело-одежды и прибамбасов неподалеку от второй точки сертификации в Янсан. Тут мы прикупили Жене бутыль с инсуляцией. Не зря.
Больше всего мне нравились участки пути, сделанные в виде навесов над рекой. Очень классно!
Предупреждаю, практически везде в Корее в забегаловках дают просто огромные порции. Тут вон даль целую кастрюлю рамёна до краев. Часто лучше взять одну порцию на двоих. И еще, в Корее все очень острое. Даже там, где написано не острое все равно будет остро Х_х
Посреди парка в глуши стоит огромный тач-скрин с интернетом. Мне сложно представить такую ситуацию у нас даже на набережной у площади Ленина.
Ближе к вечеру выяснилась одна деталь, которую я не учла в своем планировании. Корея гораздо южнее России и темнеет тут в августе гораздо раньше. Темнеть начинает в 19:00 и буквально за пятнадцать минут темнота становится полнейшей. Хоть глаз выколи. По большей части дорога освещена, но есть и большие куски без фонарей. Мы с собой вело-фонари не взяли, только обычный фонарик. После того, как я въехала в бросившуюся мне под колеса котуху-суицидницу, и чуть не свалилась с велосипеда (надеюсь, кошке не сильно досталось), мы привязали к моему рулю фонарик изолентой.
Финальная точка была взята, но в такой темноте найти запланированный ночлег оказалось не просто. В итоге мы увидели неоновый знак мотеля на той стороне реки за мостом и решили остановиться там.
Большая часть путеводителей по Корее не расскажет вам про мотели. Потому что в Корее мотели традиционно ассоциируются с отелями любви :lol: Пусть вас это не пугает. В последнее время это меняется. К тому же оснащены мотели по высшему разряду. Душ с банной косметикой вроде шампуней и гелей, фен, телевизор с кабельным, холодильник, компьютер с интернетом, вай-фай, кондиционер! И все за весьма скромные деньги. В конкретно этот день с нас взяли 35 тысяч вон. Подвох с мотелями в том, что остановиться в них можно только на ночь. Днем многие из них берут почасовую оплату. По крайней мере, так пишут в World City Book Seoul. Но нас, вело-путешественников, это вполне устраивает.
Что нам покажет корейское ТВ? Конечно же Лигу Легенд! Без всяких шуток, на корейском кабельном есть как минимум два канала про кибер-спорт. Впрочем, у них тут есть отдельные каналы для го и женского гольфа, так что почему бы и нет.
Изображение
К тому же сердобольные ачжумма в мотеле пристроили наши велосипеды у себя в подсобке и даже предложили постирать одежду за так (от чего мы отказались, ибо в местной влажности ничего толком не просыхает). А на утро еще и наполнили нам бутылки с водой. Милейшие люди, говорю вам! Про мотели я вам еще чуть позже расскажу, ибо я лично приятно впечатлилась этими заведениями.
День второй: Намчжи-ри – Хари (Дальсон-гун, Дэгу)
Сертификационные центры: Хапчончаннёнбо – Дальсонбо
Сразу со старта мы наткнулись на первый для нас буддистский храм. Кроме красочных пагод, колокола и статуй Будды, храм запомнился следующим. Во дворе в загончиках обитали два очень красивых пса. Сибирская хаски и японская шиба-ину. Мы решили угостить их вяленым мясом из наших запасов, чем спровоцировали крайне шумную и эмоциональную ссору - с лаем, рыком и драмой. Видимо, отношения у них так себе. Подлило масла в огонь, что один из кусочков мяса упал аккурат рядом с сеткой, отделяющей их друг от друга.
Буквально за первый час мы отъехали от крупных поселений, и практически весь день катили по самой настоящей корейской глубинке с деревеньками и сельскохозяйственными полями.
Этап выдался холмистым и довольно тяжелым. Особенно в контрасте с абсолютно плоским предыдущим днем. Запомнились два крутых подъема с узкой вело-дорогой. Указатели издевательски показывали градиенты в 7%, хотя мой верный гармин насчитывал там от 14% до 25%. В гору забирались местами пешком, ибо градиенты уж совсем не щадящие. Впрочем, лично мне тяжелей дались спуски с теми же градиентами. Из-за узкой и довольно ухабистой дороги, а так же из-за крутых поворотов, их приходилось проходить по большей части на тормозах. Женьке помогал багаж, придавливающий зад велосипеда к земле. Я же, будучи налегке, пыталась раскорячиться на шоссере на манер даунхильщика, по максимуму сместившись за седло. Задача не самая простая.
Брошюрка предлагает альтернативные пути для каждого крупного подъема. Один из таких альтернативных путей мы попытались найти, но заплутали. Дабы не рисковать, пришлось вернуться назад и идти по указателям. За это мы были вознаграждены потрясающими видами на окрестности, а так же небольшим изолированным буддистским храмом на одной из гор. На горе с храмом в большом количестве обитали куропатки, то и дело перебегающие дороги. Быстрые, заразы, так и не удалось сфотографировать.
Был и подъем по совмещенной с машинами трассе. На протяжении велопути будут встречаться подобные куски по совмещенным дорогам. Но, судя по практически нулевому трафику, выбрали для этих целей второстепенные, а то и третьестепенные трассы. По крайне мере на этом подъеме ни одной машины нам так и не встретилось. Зато как же классно было спускаться, используя для этого все полотно!
Покорив вершину (пусть она и не высокая), конкретно тут видимо принято увековечить свое имя. Будем думать, что мы первые из России одолели этот подъем :lol:
Велодорога весьма популярна, и за день вы можете повстречать несколько сотен велосипедистов, в зависимости от местности. В этот день мы пересекались с одной и той же парой велосипедистов – отцом и сыном-подростком – целых семь раз! Мы ехали быстро, но часто останавливались, они же ехали медленно, но почти без остановок. В последний, седьмой раз, мы встретили их рядом с конфуцианской академией Додон Совон, аккурат перед последним тяжелым подъемом дня. На седьмой раз мы решили, что будет правильно подойти и познакомится.
В этот же день я чуть было не оставила в туалете смартфон, фотоаппарат и изрядную сумму денег. Поняла я свою оплошность лишь километров через 10. Пришлось по-быстрому навернуть кружок. Мчалась как в попу ужаленная, под 45 км/ч. В общем, из-за этих плутаний, вместо запланированных 76 км, вышло 102.
Финальная точка маршрута находилась рядом с сертификационным центром у дамбы Дальсонбо. Парковый комплекс у дамбы очень красивый, к слову.
Ночлег я запланировала в местечке Тотбат хаус, обозначенном на карте в брошюрке. Поплутав по окрестности и худо-бедно расспросив местных, мы нашли искомый дом. Впрочем, как выяснилось, они уже не занимаются предоставлением ночлега туристам. Мы немного приуныли (как запасной вариант я предусмотрела кэмпинг неподалеку), но все же решили спросить, если где еще поблизости ночлег. К нашему удивлению, хозяева указали прям на соседний дом. Не веря в свою удачу, мы отправились к соседям, и покричав немного «Ёбосэйо?» («Есть кто?»), дозвались симпатичной женщины средних лет. Спросив «Пин бан иссымникка?» («Есть свободные места?»), мы получили положительный ответ. Ачжумма попросила по 30к с носа, что нас устроило, сразу денег не взяла. (Это кстати общая особенность в Корее. В закусочных, даже самых простеньких вроде той лапшичной в грузовичке, так же. Вам сначала принесут ваш заказ и только после этого примут деньги.)
Немного приведя себя в порядок, мы решили погулять по окрестностям. До темноты как раз было около часа. Когда мы возвращались назад, нас окликнул мужчина из грузовичка и подсадил к себе. Как выяснилось, это был муж нашей хозяйки, которого отправили нас искать. Видимо, ачжумма переживала, что бестолковые иностранные туристы заблудятся в потемках.
За шикарным ужином в аутентично корейском стиле (хозяин гордо отметил, что все овощи на столе выращены на их грядках), к нам присоединилась еще одна вело-путешественница. Она ехала в обратном направлении, из Сеула в Бусан. В общем, мы оказались невероятно везучими. Девочка (по имени Ли Конхи) хорошо знала английский и за бутылкой корейского ягодного вина, которую мы прикупили в магазине, мы все прям живо разговорились. Выглядело это забавно. Я и Конхи говорили по-английски, Конхи переводила на корейский нашим хозяевам и переводила на английский то, что хотели сказать они, а я так же переводила Жене на русский и наоборот. Как выяснилось, нам повезло вдвойне, потому что в этот день свободных мест не должно было быть. Но ребята, которые должны были приехать, задержались из-за тайфуна. К тому же, по странному стечению обстоятельств, приехали мы аккурат в пять часов, время заезда в этот милый гостевой дом. Так что стало понятно удивление хозяев по поводу, как же мы о них узнали (этот гостевой дом, к слову, называется White House).Так же мы узнали, что наша хозяйка, Ким Юнчжа, бывшая учительница природоведения в начальных классах. А хозяин – Чой Чжонхэ – в прошлом депутат местного правления. Сын хозяев уехал учиться в Сеульский Национальный Университет (местный аналог МГУ), а семейная пара теперь посвятила свое время фермерству и путешествиям, летом предоставляя ночлег велосипедистам, путешествующим по велодороге.
В общем, это, наверное, мой самый любимый и памятный момент за поездку, потому что удалось очень хорошо пообщаться с местными жителями. Информативно и интересно. Если в будущем доведется повторить поездку, обязательно опять остановимся у этих людей.
День третий: Хари – Накдангю (Уисон-гун)
Сертификационные центры: Ганчжонорйеонбо – Накданбо (4 точки)
С утра пораньше, наши гостеприимные хозяева покормили нас завтраком, помогли собраться и с богом отправили в дорогу. Первую треть пути мы ехали по окрестностям Дэгу. Красивейшие места. Дорога пролегает по полям высокой травы и цветов.
Кошки в местной глубинке настоящие беспредельщицы. Мало того, что в потемках под колеса кидаются, так еще и полотно портят :) Вот эта особь наследила на участке длиной метров в 200.
Изображение
Как вы могли заметить, первые пару дней было довольно пасмурно. И это была просто идеальная погода для длительной езды. Ни холодно, не жарко, без дождя, без палящего солнца. Легкий ветерок разгоняет духоту. На третий день мы поняли, насколько нам везло. А так же почему местные велосипедисты катаются а-ля ниндзя. Южное солнце абсолютно беспощадно. Буквально через пару часов мы были пунцовые как раки. И ведь это притом, что мы оба довольно смуглые. Я лично за всю свою жизнь под сибирским солнцем обгорала от силы раза два. Но вот пишу я эти слова, а с моих рук до сих пор слезает кожа. Для светлокожих будет хорошей идеей позаботится о защите от солнца.
Предсказуемые последствия. С ужасом взираю на очередной вело-загар. А ведь так хотелось в этом году выглядеть по-человечески...
Было воскресенье и каждое футбольное и бейсбольное поле было занято играющими любительскими командами. Детьми, подростками, молодыми людьми, людьми в возрасте… Приятно смотреть!
Сертификационные центры, начиная с Ганчжонорйеонбо, находятся ближе друг от друга, чем предыдущие. На этот день у нас было запланировано взятие аж четырех точек.
По пути к третьей точке мы набрели на заброшенный экстрим-парк. Не понятно, почему он оказался заброшенным, на вид вроде в приличном состоянии. Устоять было невозможно, и мы немного полазали по канатам.
Как и в Японии, в Корее серьезно относятся к сортировке мусора.
Профиль этапа был абсолютно плоским, и завершили мы его четко по графику. Остановиться было решено в мотеле, коих рядом с финальной точкой у Накданбо наберется с пару десятков. Подозреваю, что там популярное туристическое место, либо перевалочный пункт к популярным туристическим местам.
Я обещала побольше рассказать про мотели, и это хороший шанс. Честно говоря, никогда не видела гостиниц такого вида, как та, где мы остановились. Придумано очень здорово. Первый этаж мотеля представляет собой парковку с отдельными боксами под машины. Внутри бокса есть панель управления створкой. Прямо из бокса на второй этаж ведет лестница, которая упирается в предбанник с дверью в номер. Судя по терминалу, можно оплатить комнату безо всякого взаимодействия с администрацией мотеля. Но, поскольку все надписи на корейском, а мы вообще впервые с таким сталкиваемся, мы таки нашли двух типичных ачжумма (ей богу, как будто все управляющие мотелями в глубинке состоят в тайном обществе ачжумма) и расплатились с ними. За ночь номер обошелся всего в 40к вон (~40 баксов). Велосипеды мы поставили в бокс.
Вот я и подобралась к середине рассказа. Посему, время для общих заметок по теме форума.
Велосипедисты.
Вид местных велосипедистов сначала удивляет. Процентов 90 экипированы примерно так: джерси с длинным рукавом или с вормерами, велорейтузы, штаны или шорты с вормерами. Шлем, очки, маска или платок на все лицо. Я долго не могла понять, зачем им маски. Будучи в Бусане, подумала сначала, что эти маски от смога и выхлопных газов. Хоть и не особо там было загазовано. И вот на третий день нашего велопутешествия, когда вышло солнце, стало понятно, к чему эти костюмы ниндзя. Заматывание с ног до головы характерно не только для велосипедистов, но и для корейцев на активном отдыхе в целом, а иногда и просто на улице. В Бусане в магазине я наблюдала забавную картину. Типичная такая невысокая ачжумма в шляпе, с огромными темными очками и маской на все лицо. У нас охрана в магазин в таком виде не пустит, а в Корее это в порядке вещей.
Не считая Сеула, почти 100% велосипедистов ездит с топталками. Даже парни в командной форме на шоссерах. Мне это показалось как минимум странным.
К слову о командной форме. По совершенно непонятным для меня причинам, из команд Про-Тура UCI наиболее популярной является форма команды Саксо-Тиньков, Тиньков-Саксо разных годов. Чем эта команда так приглянулась местным, бог его знает. Может Контадор особо мил корейскому глазу. В единичных случаях встречались киты Скай, BMC, Омега-Фарма, Трека или бывшего Радиошэк.
Неприятно удивило количество курящих велосипедистов. Очень уж много смолило сигареты на стоянках. Не знаю, с чем связано. Видимо взгляды на табак в местном вело-сообществе другие.
На велодороге велосипедисты очень дружелюбные, подавляющее большинство приветствуют. Первые пару дней прям необычно было, по двести раз на дню говорить проезжающим Анъёнхасейо.
Велосипеды на дороге в основном хард-тейлы МТБ и дорожные гибриды (в городах, понятное дело, больше всего сити-байков и гибридов). Встречается достаточно шоссеров, но в куда меньших количествах. Бренды как минимум на 80% местные, корейские. Чаще всего встречаются Appalachia (МТБ хардтейлы средней руки, городские гибриды), Alton (сити-байки, шоссеры начальной линейки, дорожные гибриды; характерная черты для дорожных велосипедов этой фирмы – высокопрофильные колеса), Elfama (МТБ хардтейлы и шоссеры средней руки), Cello (шоссейные и горные велосипеды мид- и топ-уровня). Из крупных брендов наиболее ощутимо присутствие тайваньских Giant и Merrida, - предполагаю из-за географической близости. У Giant даже есть крупные официальные магазины в Сеуле. Довольно популярны американские Specialized, Trek. Из итальянцев пожалуй только Bianchi. Все прочие встречала в единичных экземплярах. Иногда встречаются даже кастомные титановые байки от американских флагманов Moots и Litespeed (тут можно глянуть).
Известных брендов и карбоновых вундер-вафель становится больше, чем ближе подъезжаешь к Сеулу. Так же в Сеуле довольно много молодых людей на фикси, коих в других частях страны почти не встретишь (кроме Сеула, видела лишь пару фиксарей в Бусане). Притом встречаются даже совсем уж эксклюзивно хипсторские бренды вроде LOW//, LEADER, UNKNOWN и даже (омг) Dosnoventa.
Корейцы ответственные люди, шлема есть у 95% велосипедистов на велодороге, несмотря на жару.
Автомобилисты.
В легковом и среднегрузовом сегменте доминирует отечественный автопром (ну то есть корейский). Мне показалось где-то 98% всех машин это Hyundai, Kia, SsangYong, Daewoo…
Присутствие японцев нулевое. За всю поездку я встретила один единственный одинокий лексус. Европейские и американские машины встречаются, но крайне редко, главным образом в Сеуле.
А вот среди тяжелых грузовиков для строительных нужд практически одни Volvo и MAN, не знаю почему. Фур я не увидела вовсе, видимо они ездят по специализированным трассам.
Еще я увидела много специализированной техники для дорожных работ. Если что-то можно сделать с помощью машины, корейцы не будут делать это руками. Вместо ручных отбойных молотков, специальная машина с отбойным молотком и т.п. Некоторые образцы я даже на картинках не встречала. Технологии.
Согласно стереотипу, азиаты в целом так себе водятлы. Подтвердить или опровергнуть не могу. Но на нерегулируемых пешеходных переходах вас никто пропускать не будет. Все не так страшно, как во всяких Вьетнамах, Китаях и Тайландах, но все равно неприятно. Впрочем, нерегулируемые пешеходные переходы встречаются лишь на узких дорогах, не более двух полос.
Пешеходы еще хуже, ходят где им вздумается. Даже если светофор в 100 метрах, ачжумма все равно попрутся по дороге (разумеется, если дорога из двух полос). Стоит отойти от основной улицы вглубь района и для автомобилистов начинается ад. Пеше-боги и вело-господа чувствуют себя хозяевами дороги, в то время как авто-крестьянам приходится плестись со скоростью черепахи. Судя по тому, что водители выглядели смирившимися со своей судьбой и даже не бибикали, на таких улицах у пешеходов преимущество.
Трафика в городах мало (точнее, мало для городов такого размера). Ну, то есть на тех улицах, где есть тротуар. Подозреваю наличие объездных магистралей в любую часть города исключительно для транспорта. Вообще, я подметила, что большая часть машин на дороге это, так сказать, служебные автомобили. Такси, маленькие грузовички, доставка. В общем, те, кто вынужден перемещаться на автомобиле по работе. Личных автомобилей и половины не наберется. Все-таки для горожан перемещаться по центральным районам удобней на метро и общественном транспорте. Или на велосипедах.
Ездить по дорогам довольно безопасно для велосипедистов, поскольку корейцы строго соблюдают скоростной режим. И вовсе не из-за своей законопослушности. Когда мы ехали по Сеулу в такси трансфера, радар камер скорости пикал чуть ли не каждые 200 метров.
Единственный элемент сущего безумия и хаоса на дорогах, это скутеры. Они ездят по встречке, по тротуару, игнорируют сигналы светофора и здравый смысл. Почти все они везут какой-то груз, так что я предположила, что это курьеры и их оплата сильно зависит от времени доставки. Корейские скутеристы по безбашенности напомнили мне нью-йоркских мессенджеров на велосипедах. В любом случае, будьте крайне внимательны на наличие этих безумцев. Особенно на тротуаре!